Театр из песка

«Белорусский след» на фестивале «Театр. Чехов. Ялта»

«Белорусский след» на фестивале «Театр. Чехов. Ялта»


Международный театральный фестиваль «Театр. Чехов. Ялта», несмотря на размашистое название, на самом деле юн и неопытен. Этой осенью в такт «бархатному сезону» он прошел в Ялте впервые, но стал, безусловно, довольно заметным событием в театральной жизни СНГ. В нем, как в настоящей чеховской пьесе, все смешалось: лирика, юмор, поэтическая горечь и чеховская тоска по идеалу. И, конечно, разговоры, разговоры, разговоры под абажуром о лучшей жизни современного театра.


Белорусское участие на фестивале было весомо. Беларусь выступила более чем достойно, и на фоне некоторых конкурсных спектаклей наш культурный продукт, поверьте, выглядел, как швейцарский сыр в сравнении с сырком «Дружба». Начиная с мелочей: выставленного света, оригинальных декораций, вдумчивой, а не сбивчивой, как этой бывает на курортных фестивалях, актерской игры, да и собственно поднимаемых в спектаклях тем. Страну представили два театра — Купаловский и Театр белорусский драматургии. Оба, что приятно, без призов не уехали. Купаловцы получили сразу два приза за спектакль «С.В.» (приз в номинациях «Оригинальность театрального языка» и «Лучшая мужская роль» у Дмитрия Есеневича), а ставшие уже визитной карточкой режиссерского стиля Валерия Анисенко «Женщины Бергмана» добавили к своим многочисленным трофеям приз за лучшую женскую роль Татьяне Мархель. «Это еще что! — кокетничала после церемонии закрытия Татьяна Григорьевна, выглядывая из–за роскошных букетов, — иной раз бывало, что и два приза получали — я и Люда». В спектакле, напомним, всего две женские роли, причем в отличие от партнерши Людмилы Сидоркевич Татьяна Мархель не произносит в спектакле ни слова. Во время фестиваля Татьяна Григорьевна вспомнила и совсем не театральную страницу в своей творческой биографии: когда–то в Крыму Виктор Туров снимал несколько эпизодов для своего фильма «Люди на болоте».


— На самом деле Туров хотел, чтобы группа просто хорошенько отдохнула после тяжелой работы, — рассказывает Татьяна Григорьевна. — Мы сидели в Крыму месяц, а снимали всего два дня. У оператора картины Дмитрия Зайцева была только одна задача: не показать горы, потому что мы снимали сцену драки якобы в полесском болоте. Такое, конечно, запоминается на всю жизнь.


Крым действительно — излюбленное место творческой богемы и киношников. Кино здесь снимали и в советское время, снимают и сейчас. Иногда получались шедевры, как «Кавказская пленница», «Десять негритят» или «Асса», иногда — просто проходная вещь с эффектной южной картинкой. Скоро увидим, на что вдохновил Крым Федора Бондарчука: первая часть его экранизации романа братьев Стругацких «Обитаемый остров» выходит в прокат уже зимой.


А вот с театром в Крыму напряженка. Ялта — город с несчастливой театральной судьбой. Городской театр берет отсчет с января 1883 года, когда местный рачительный житель Фома Аронович Бегун — почетный гражданин Ялты — выкупил землю в городском саду для строительства театра. Дальше — блеск и роскошь XIX века, поиски века XX, гастроли МХАТа, выступления Шаляпина и Рахманинова, оккупация, два пожара, во время которых здание сгорело полностью.


В 1996 году ялтинский театр был закрыт на капитальный ремонт, но в данном случае речь уже шла о капитальном погребении. Коллектив стал заложником политики: «Киев не хотел тратить украинский бюджет на памятник русскому театру, а Москва не особо намеревалась вкладываться в собственность другого государства», — как написано в одном из московских изданий.


Реконструкция по инициативе Путина и Кучмы все–таки началась, но только в 2000 году, когда заброшенный театр уже представлял собой жалкое зрелище. Она тянулась восемь лет и тянулась бы дальше, но тут в дело вмешался известный российский меценат Александр Лебедев. В общем, в Ялте уже выросло целое поколение горожан, не имеющих представления о театральной культуре как таковой. Да и на фестивальные показы зритель ходил туго. В этом, может быть, и есть главное значение фестиваля «Театр. Чехов. Ялта» — вдохнуть новую жизнь в реконструированные стены, реанимировать театральный процесс Крыма.


Меценат Лебедев взялся за дело серьезно. Недавно в Москве прошла презентация чеховского театра в Ялте. На представление наверняка за скромный голливудский гонорар приехал и известный американский актер Джон Малкович. На вопрос, почему актер согласился стать патроном программы, он ответил: «Прежде всего потому, что я хорошо знаком с семьей Лебедевых, мы давно собирались что–то сделать вместе, и это хороший повод. Естественно, имя Чехова имеет магическую силу и притягивает людей. Чехов для иностранцев — автор, формирующий определенный образ России». В общем, будем надеяться, что ялтинскому театру на это раз действительно повезет, если у него появились такие высокие патроны. Уже в следующем году Малкович собирается даже привезти в Крым свою будущую премьеру — «Опасные связи». Кроме того, уже ясно, что второй фестиваль «Театр. Чехов. Ялта» — тоже не иллюзия.


Подводя итоги, художественный руководитель Театра белорусской драматургии Валерий Анисенко предрекает фестивалю счастливую судьбу.


— Сюда обязательно поедут! — уверен Валерий Данилович. — И вот увидите, этот ялтинский форум станет одним из самых популярных не только в Украине, но и в СНГ. Здесь есть все для того, чтобы фестиваль рос и развивался: во–первых, великолепное здание с развитой инфраструктурой и самой современной сценой, грамотная команда профессионалов во главе с директором театра Николаем Рудником, месторасположение — жемчужина Крыма...


— Вы назвали один из фестивальных спектаклей вредным? Почему, на ваш взгляд, такие незатейливые вещи все–таки попадают на международный фестиваль?


— Это первый фестиваль, и, конечно, избежать каких–то ошибок было невозможно. Думаю, в следующем году отбор будет уже гораздо строже. В кулуарах Николай Рудник признался мне, что до сих пор с трудом верит в то, что этот форум под названием «Международный фестиваль» наяву проходит у него в театре! Если нас позовут в следующий раз, мы обязательно приедем. Моя мечта — показать в этом историческом месте нашего «Иванова».


...И еще один штрих к портрету фестиваля и ялтинского театра. Он наверняка понравится всем новаторам, которые стремятся избавить высокое театральное искусство от скучной шелухи натужной изобразительности. В театре нет... кого бы вы думали? Правильно — труппы. Репертуара тоже нет. Есть только грамотная команда менеджеров и творческих людей, готовых предоставить лакомую курортную площадку для любых гастролей и шоу.


Такой вот театр XXI века, начинавшийся с чеховского слова и нежданно опустевший, как имение Раневской, пущенное с молотка за долги.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter