«Театр — главное в моей жизни…»

30 ноября народная артистка Галина Орлова отпразднует юбилей

Во многих образах, сыгранных Галиной Орловой, оставалась некая нераскрытая тайна

30 ноября у Галины ОРЛОВОЙ (на снимке), народной артистки Беларуси, лауреата Государственной премии Республики Беларусь, актрисы Национального академического театра имени Я. Купалы, — юбилей!

Самые яркие детские впечатления связаны у меня с Купаловским театром: с родителями бывала на всех премьерах, капустниках и праздниках — среди их друзей было много актеров. Уже школьницей на полюбившиеся спектакли ходила сама. Именно тогда в спектакле «Живой труп» Льва Толстого меня пленила красавица-цыганка Маша в исполнении Галины Орловой. Придя домой, я училась горделиво, как она, накидывать на плечи цыганскую шаль, используя при этом бабушкин серый пуховый платок (замечу, что до сих пор стараюсь накидывать уже павловопосадский платок с запомнившейся грацией актрисы). Это была одна из первых ролей ведущей артистки витебского Коласовского театра Галины Орловой на сцене театра имени Я. Купалы, в труппу которого ее пригласили вместе с мужем — актером Николаем Еременко. С тех пор каждая ее работа на купаловской сцене вызывала в моей душе живой отклик.

«Театр всегда был главным в моей жизни», — признается актриса.

…В послевоенном городе коренная витебчанка юной девчонкой поступила в студию при Белорусском театре имени Я. Коласа в Витебске и с тех пор не изменила выбранной профессии. По окончании студии в 1948 году красивую, эмоциональную, темпераментную молодую актрису пригласили в труппу театра, на сцене которого она была ведущей молодой героиней до 1959 года.

И в Купаловском у нее тоже было множество ярких, разноплановых ролей: от Катюши Масловой в «Воскресении» по Л. Толстому, Василисы в «На дне» М. Горького, Кукушкиной в «Доходном месте» А. Островского до Ягодки в «Амнистии» Н. Матуковского, Эммы в «Береге» по роману Ю. Бондарева… И бесконечное количество работ на радио, и Государственная премия Беларуси за роли в радиоспектаклях «Хамутиус» по поэме Аркадия Кулешова и «Рыбакова хата» по Якубу Коласу.

Признаюсь, я никогда не верила в то, что Галина Александровна из простой крестьянской семьи. Абсолютная грамотность, удивительное чувство языка, интеллект, начитанность, осанка, аристократичные манеры, неприступность восхищали.

Мне вспоминается спектакль «Веселый тракт» Бориса Васильева, поставленный режиссером Валерием Раевским на сцене Академического театра имени Я. Купалы в 1973 году. Тогда о Варламе Шаламове едва ли кто знал, а про быт лагерников и «приисковиков», бежавших из лагерей, «вкалывающих» на северных приисках, могли только догадываться. Героиня Орловой появлялась у буфетной стойки — яркая сильная женщина с твердой походкой, властным взором оценивающая происходящее. Фаина Вощенко — грубая, жесткая, сильная баба, которая может держать при себе любого мужика. Она твердо знает, чего хочет и зачем живет.

Кульминационная сцена объяснения героини с возлюбленным. Фаина положила голову ему на плечо, приласкалась — «баба-кошка, ее по шерсти гладить надо» — хочет спор перевести на интимный разговор. А когда он отталкивает ее резко, грубо, Фаина, повернувшись спиной к зрителям, поправляет волосы и, как пантера, готовясь к последнему прыжку, хватается за свою философию: «Человек, ему, его, для него, а для меня когда будет?» И напомнит она любимому, как спасала его из лагерей, о ребенке, о котором она так мечтала. Вспомнит все без упрека, не требуя платы, а как лучшие минуты совместной жизни. С горечью вспомнит о чем-то несбывшемся, опустит на секунду глаза и — снова гордая, воплощение собственного достоинства…

Помню, как после нескольких просмотров не давала покоя мысль: неужели только мастерство, актерская интуиция, богатая фантазия позволили актрисе столь достоверно сыграть хозяйку «Веселого тракта»? Была в созданном ею образе некая нераскрытая тайна. Впрочем, как и во многих работах актрисы. Но тайна Фаины Вощенко, как мне казалось, была особенной.

Многое стало понятным после одного из недавних разговоров, когда актриса впервые очень осторожно, как бы вскользь вспомнила о своем отце. Он печатался в витебской газете «Гудок» как рабкор (рабочий корреспондент. — Авт.), общался с Михаилом Кольцовым, Даниилом Хармсом, Юрием Олешей. Когда в конце 30-х годов начались аресты, был репрессирован. Галина Александровна виделась с отцом после того, как его реабилитировали и он вернулся из лагеря. Но говорит она об этом напряженно, сдержанно и скупо. Порода в ней чувствуется во всем.

До сих пор не могу понять, где брала и берет силы эта женщина и актриса! Похоронив за год любимого мужа, с которым счастливо прожила 52 года, и единственного, умного, талантливого, заботливого сына — актера Николая Еременко-младшего, она продолжала играть в театре, восхищая собой и в жизни, и на сцене. Через два года после смерти яркого, всенародно любимого и популярного Еремы-старшего (так она называла своих мужчин, для которых всегда была лидером и главной женщиной) и через год после ухода Еремы-младшего Орлова вновь вышла на сцену в новом варианте спектакля «Милый лжец» в Театре-студии киноактера. В первом варианте на этой же сцене она два года играла с Николаем Еременко-старшим… На протяжении шести лет вместе с актером Александром Беспалым она одаривала зрителей «щемящей, всепоглощающей поэмой о любви»: красивая, гордая, умная, ироничная, недосягаемая.

Мне повезло побывать в Национальном академическом театре имени Я. Купалы на генеральном прогоне спектакля «Листопад. Андерсен» в постановке Николая Пинигина, где Галина Александровна создала образ женщины-чиновника, бывшего профсоюзного работника Бородиной, оказавшейся в наше время на обочине жизни. Ее противоречивая героиня всю жизнь посвятила идеалам, которые в советские времена были нормой. Многомерный характер, созданный актрисой, актуален и сегодня.

К сожалению, сейчас зрители лишены возможности видеть актрису в этой роли. Не занята она и в идущем нынче репертуаре театра. Хотя артистка в прекрасной творческой форме!..

С юбилеем вас, Галина Александровна! Желаем здоровья и интересных ролей, в которых надеемся вас увидеть на сцене театра, где вы прожили пятьдесят четыре года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter