Театр, где разбиваются сердца

До сих пор не решены проблемы с авторскими правами драматургов
До сих пор не решены проблемы с авторскими правами драматургов

На что только не приходится идти нашим театрам летом, чтобы заманить строптивую публику с жаркой улицы под свои лепные своды. В Национальном академическом театре им. Горького, например, решили весьма своеобразно закрыть нынешний сезон. На этот раз с 18 по 24 июля пройдет микрофестиваль «Театральный разъезд», инициатором которого выступил режиссер Витаутас Григалюнас. Закрывать сезон, по его мнению, надо красиво. Потому решено показать лучшие спектакли, что называется, «на бис»: в 950–й раз покажут «Единственного наследника», «Калигулу», в котором впервые за последнее время примут участие байкеры из клуба «Ночные братья», спектакли «Утешитель вдов», «Земляничная поляна», «Дядюшкин сон», рок–оперу Алексея Еренькова «Анджело и другие».

Помимо спектаклей, «Театральный разъезд» готовит и соответствующий «гарнир». В фойе театра будут представлены костюмы из спектаклей, состоятся презентации одежды, желающим расскажут историю костюмов театра. К тому же после спектаклей у каждого зрителя появится уникальная возможность в непринужденной богемной обстановке пропустить стаканчик чаю с актерами в буфете. Вот такой грамотный «пиар».

Затем актеры отправятся в законный отпуск, художественный руководитель Борис Луценко будет читать новые пьесы, а на сцене пройдут гастроли Калининградского областного драматического театра. Новый сезон, скорее всего, театр откроет «бомбой» — «Доходным местом» Островского в постановке уже прижившегося в театре московского режиссера Аркадия Каца. «Бомбой» — потому что пьеса острая и чрезвычайно актуальная. Здесь Русский опять постарается срифмовать наш контекст с московским: не найти было в этом сезоне в Москве драматурга более модного, чем Островский. Сразу две «Последние жертвы», «Лес», «Правда — хорошо, а счастье — лучше».

В общем, «картинка», как говорят телевизионщики, в Национальном академическом театре им. Горького получается вполне гладкая. Однако в новый сезон театр войдет со старыми проблемами. До сих пор не решен вопрос с авторскими правами на спектакль «Земляничная поляна». Театр в некотором смысле, по выражению старейшего актера труппы, «стал заложником юридической неразберихи». Борис Луценко и заведующий литературно–художественной частью Андрей Карелин даже написали письмо Бергману, в котором объяснили, с каким успехом идет в Минске произведение великого шведа. По слухам, Бергман не имеет ничего против конкретного белорусского театра, просто ему несколько неловко, что в основу спектакля положен киносценарий.

Как говорится, обжегшись на молоке, дуешь на воду. Та же история случилась с шумным проектом мюзикла Александра Журбина «Восемь любящих женщин» по пьесе Робера Тома в постановке Григалюнаса. Проект пока временно «заморожен» из–за невыясненных юридических взаимоотношений в области авторских прав. В данном случае неясно, получал ли автор либретто разрешение на работу с текстом французской пьесы. Такие казусы, согласитесь, забавляют. Уж лучше иметь дело с молодыми и практичными людьми. Вот российский драматург Сигарев за пьесу «Детектор лжи» скромненько попросил у театра полторы тысячи долларов и, получив их, никаких претензий теперь к нему не имеет.

— Да, признаюсь, сегодня мы боимся не угадать чаяния зрителей, — сказал Луценко. — Зритель сегодня жаждет развлечений. Хотя успех «Земляничной поляны» опроверг это утверждение.

Всему белорусскому театру сегодня необходима встряска. Вполне возможно, что она скоро наступит. Руководство старейшего Купаловского театра, например, решило упразднить штат режиссеров, а на каждую постановку по контракту приглашать звезду режиссуры. Уже называются имена Сергея Женовача и Адольфа Шапиро.

В Русском пока таких шагов не планируют, предполагая, что такая модель государственной структуре категорически не подходит, и главная театральная площадка страны превратится в антрепризу.

— Такой шаг разрушит национальную школу режиссуры, — заметил заслуженный артист Андрей Душечкин. — Хотя нас, артистов, никто и не спрашивает. Все решается без нас.

И такой вчерашней грустью повеяло от его слов... Печально, но некоторым, кажется, до сих пор доставляет невероятное удовольствие изображать из себя баловней судьбы, несправедливо изгнанных из райского сада. Они всерьез мечтают о возвращении «института шефства» и покровительстве какого–нибудь автобусного парка. Но тогда при чем здесь реформы, «пиар» и «Театральный разъезд»? Уж лучше кушать клубнику на июльской жаре, чем превращаться в зрительскую жилетку, в которую будет рыдать энергичный комедиант.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter