Звезды театра и кино Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграли в Минске спектакль Театра наций «Иванов»

Театр-дом — это миф

“Золотая Маска” в Минске” сделала подарок: на VII Международном форуме театрального искусства “ТЕАРТ” показала нашумевший спектакль московского Театра наций “Иванов” в постановке режиссера Тимофея Кулябина, ставшего известным не только в кругу театралов после скандальной версии оперы Рихарда Вагнера “Тангейзер” в Новосибирском театре оперы и балета. Однако, вопреки ожиданиям, в “Иванове”, выпущенном в декабре 2016 года, ничего скандального не нашлось. Спектакль большого стиля и дыхания оказался понятен и простым зрителям, и профессионалам.

Фото theatreofnations.ru

Три часа добросовестной актерской работы, непредсказуемые эмоциональные всплески и перепады настроения героев находили отклик в зале. Звездный актерский состав: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Елизавета Боярская, Виктор Вержбицкий, Игорь Гордин — порадовал многоцветием красок и темпераментом.

Московский Театр наций — театр проектный. В нем нет постоянной труппы, команда, как это принято и во многих западных коллективах, под каждый проект собирается отдельно. Об этом подробно рассказал художественный руководитель коллектива, народный артист России Евгений Миронов:

— Мы — открытая площадка, без труппы. Есть еще несколько таких театров в Москве, работающих так же — “Практика”, Театр.DOC. Мы — большое государственное учреждение, куда, в принципе, любой режиссер может прийти со своей идеей. И не только с идеей — со своей командой, что очень часто и случается. Приходят со своими сценографами, художниками, артистами. По контракту работают более 300 артистов. Думаю, нет больше сегодня такой площадки, где артисты осуществляли бы свои творческие мечты, если хотите. Есть большая сцена, а еще мы открыли малую сцену для экспериментов. Большая сцена все-таки предполагает заполняемость зала. Я в этом смысле избалованный артист театра Табакова в прошлом, не помню пустых залов, и мне всегда хочется, чтобы они были полными. Поэтому для всех экспериментов у нас предназначена малая сцена.

Недавно открыли еще и третью площадку — “Новое пространство”. Там происходят мультижанровые события в области театра, выступают режиссеры, архитекторы, скульпторы. Показывается кино, рождаются новые идеи, смыслы и формы. Афиша театра очень разноплановая — и по фамилиям режиссеров, и по материалу. Каждый год появляются какие-то новые открытия. Целый ряд мероприятий проводим в этом году к 100-летию Октябрьской революции, а также памяти Юрия Любимова и Александра Солженицына.

О спектакле “Иванов” Миронов отозвался сдержанно, заметив, что ничего сложнее в своей карьере не играл:

— Второй раз играю в Минске. В первый раз был “Вишневый сад” Някрошюса... Название “Иванов” для нас не случайно. Премьера этой пьесы состоялась в 1887 году в том здании, где мы сейчас и работаем. Наш театр находится в бывшем здании театра антрепренера Федора Корша — это первый частный театр в России. Когда-то именно Корш заказал начинающему драматургу Чехову эту пьесу. “Иванов” — фактически его первая пьеса, не считая водевилей. Она была очень неоднозначно воспринята. Мы давно хотели к ней обратиться, но понадобилось десять лет, чтобы мы к ней пришли.

С самого начала мы решили для себя, что все это происходит в маленьком городке в Саратовской области. Маленький город, где живет не больше ста тысяч жителей. Мы определили для себя, где работает Иванов, сколько он получает, кем была Сарра, чем она занималась до того, как заболела. После того как мы все это для себя разложили, нам стало все понятно хотя бы на бытовом уровне. Что там происходит, сколько он должен... Потому что вопрос денег возникает в “Иванове” с первой же строчки.

— У меня нет ощущения, что пьеса “Иванов” сильно заезженная, что в ней все открыто, — говорит режиссер-постановщик Тимофей Кулябин. — Это ранняя пьеса Чехова, и в сравнении с его великим поздним квартетом пьес в ней очень много изъянов. Язык автора еще только рождался, он искал себя. У пьесы две редакции — комедия и драма. В нашем спектакле они обе совмещены. Ни один вариант не казался нам до конца убедительным. Поэтому ощущения, что с этой пьесой все уже сделано, у меня не было.

Это спектакль о колоссальном, чудовищном, страшном быте. Внешне очень простом. Это вообще одна из главных чеховских тем. То, как люди приземленно живут, как они общаются, что над ними довлеет, как капля за каплей быт убивает какой-либо смысл существования. Это спектакль о таких людях, о таком пространстве, внутри которого нет счастья. Человек не будет здесь счастливым. У него нет выбора. Он все равно погибнет, и мы лишь смотрим шаг за шагом, как это происходит.

Довольно пессимистичная история, и надо сказать, что Чехов вообще пессимистичный автор. Может быть, один из самых пессимистичных, которых я знаю. Мне повезло. Все артисты, которые заняты в нашем спектакле, — настоящие профессионалы. Они вгрызались в текст и материал. На репетициях происходила очень подробная и интересная работа. Никаких проблем с ними у меня не возникало.

Нельзя было не спросить у московских звезд: неужели понятие “театр-дом” сегодня безвозвратно уходит в прошлое? Каково жить на несколько “домов”?

— Я работаю сейчас в четырех театрах, — уточнил актер Игорь Гордин, — но понятие “театр-дом”, наверное, никто не отменял. Театр наций, несмотря на то, что там работают артисты из разных театров, для меня и остается таким “театром-домом”. Там есть атмосфера, близкие люди, твоя творческая семья. Поэтому, невзирая на то, что это необычный, новаторский коллектив в современной России, без труппы он — настоящий дом. А жить на несколько домов — это хорошо.

— Я вообще не верю в театр-семью, которая создается по чьему-либо указанию, — заявила народная артистка России Чулпан Хаматова. — Театр-семья, как и настоящая семья, возникает только по любви. В Театре наций эта любовь есть. Современному актеру нельзя ограничивать себя одной площадкой, одним и тем же режиссером. Это означает снижать планку, ограничивать свои возможности как профессионала. Как только появляется возможность поработать с разными коллективами, в разных жанрах, в разных направлениях, незнакомых тебе, это надо использовать. Это всегда движение вперед и самообразование. Я делаю это всегда с превеликим удовольствием. Чем больше площадок, тем лучше, а если еще есть взаимная любовь, вообще замечательно.

— Я абсолютно согласен с Чулпан, — поддержал актрису ее коллега, народный артист России Виктор Вержбицкий, исполнитель роли графа Шабельского в “Иванове”. — Я много поменял за свою жизнь коллективов и театров, потому в “театр-дом” не верю. Скорее всего, в современных условиях может быть “команда-дом”, “дело-дом” или “роль-дом”... Когда работаешь в одном театре, привыкаешь к партнерам и почерку режиссеров, их надо чаще менять.

СПРАВКА “НГ”

Свою первую пьесу Антон Павлович Чехов написал по заказу антрепренера Федора Корша — 19 ноября 1887 года ее премьера прошла в том самом историческом здании, где сегодня располагается Театр наций. “Театралы говорят, что никогда они не видели в театре такого брожения, такого всеобщего аплодисментошиканья, и никогда в другое время им не приходилось слышать стольких споров, какие видели и слышали они на моей пьесе”, — из письма Чехова брату, 20 ноября 1887 года.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter