О фильме "Елки-5" Тимура Бекмамбетова

Те самые «Ёлки»

«Середина декабря — есть начало января», — сказал поэт. А это значит, что новогодие дает о себе знать как раз к этой поре. И хоть праздничная мишура мелькает чуть ли не с ноября, но вот середина декабря — то самое заветное время, когда все прикидывают, что, где, как, в чем и с кем. Не был бы Тимур Бекмамбетов опытным стратегом, если бы аккурат к этому моменту не подгадал выход своих «Елок». Не раньше и не позже, а именно в двадцатых числах декабря вот уже пятый раз стартует фильм с соответствующим слоганом «Начинаем отмечать». Эта российская франшиза оказалась самой успешной, кассовый бум с каждым годом становится все более впечатляющим. Даже крупным кинособытиям, только что сошедшим с фестивальных конвейеров в Каннах или Лос–Анджелесе, Берлине или Венеции, такого не дано. Кинематографический Дед Мороз Бекмамбетов, каждый год собирающий львиную долю с новогоднего кинопроката, обещает: «Елок» будет столько, сколько мы все будем жить. Это — лес!»


Популярность серии, несомненно, выстраивается сверху, но поддерживается–то снизу. Прежде чем приступить к очередному фильму, Бекмамбетов, режиссер, состоявшийся не только в России, но и в Голливуде, внимательно исследует все социологические данные по фильмам, изучает зрительский спрос, выясняет массовые предпочтения, определяет составляющие успеха. В случае с «Елками» конструкция проста, как содержимое салата «Оливье»: накрошить всего понемногу — приключений, семейных неразберих, любовных недоразумений, добавить майонезного юмора, завершить все главным кулинарным декором — happy end. Современный зритель, привыкший к клиповым формам, ютубным видео, формату массовой коммуникации в соцсетях, эсэмэсному общению в мобильных телефонах, легко реагирует на то, что каждый новый фильм «Елок» можно начинать смотреть с любого кадра, переставлять их местами, отчего сумма из легких анекдотов, стереотипных ситуаций не изменится.

Новогодняя приключенческая серия набрала такую силу, что на пятый раз авторы не стали ограничиваться земными приключениями, а задействовали и другие пространства: море, космос. С такими инвесторами, как «Газпром» и «Роскосмос», можно и на Луне устроить съемки. В «Елках–5» узнаваемые бренды играют не меньшую роль, чем приключения знакомых героев. Собственно, эти фирменные знаки и есть двигатель сюжета: то нефтяная платформа в Баренцевом море, на которой и происходит объяснение в любви инженера по технике безопасности молоденькой аудиторше; то космическая станция, где космонавт никак не может найти к Новому году свои любимые конфеты; то известная компьютерная игра, виртуально сделавшая разных людей «однополчанами», что позволило им избежать недоразумений в реальности; то контактный зоопарк, где и кроется самая фишка сюжета.

Все слаженно и мастерски подогнано одно к другому. Неутомительно. Временами смешно. Но рязановская «Ирония судьбы» все же теплее.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 251 (25133). Четверг, 29 декабря 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter