Обзор книг Шарля Бадлера "Выбраныя вершы" и Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня"

Те, кто считает облака


Шарль Бадлер. Выбраныя вершы. Мiнск, 2016.

«Пад вялiкiм шэрым небам, на шырокай пыльнай раўнiне, дзе не было нi дарог, нi травiнкi, нi нават дзядоўнiку з жыгучкай, я спаткаў людзей, якiя брылi сагнуўшыся. Кожны з iх нёс на сабе велiзарную Хiмеру, цяжкую, як мех з мукою цi вугалем, або як рыштунак рымскага ваяра». Пазнаеце сябе пад цiскам забабонаў, мiтуснi i абрыдлых абавязкаў? Такi агульны партрэт чалавецтва намаляваў Бадлер, пераказаны вядомым перакладчыкам Андрэем Хадановiчам. Выдатная магчымасць па–новаму адкрыць для сябе вялiкага паэта — невялiчкi томiк серыi «Паэты планеты». У серыi не проста пераклады, а перастварэннi, тут выяўляецца густ i асоба перакладчыкаў, якiя выбiраюць для брашур самае лепшае, дарагое, найбольш адметнае. У гэтым зборнiчку ёсць вершы добра знаёмыя, прынамсi, з цыкла «Кветкi зла». А вось творы з кнiгi «Парыжскi сплiн. Маленькiя паэмы прозай» многiх здзiвяць i змусяць сумна ўсмiхнуцца. «Мая любая, мая шалёная каханка падавала мне абед, а я праз расчыненае акно залi сачыў, як плыве ў небе цуднае Божае дойлiдства, сатканае з няўлоўных павеваў, чароўныя эфемерныя збудаваннi... I я сказаў сабе, сузiраючы: «Усе гэтыя дзiўныя вiдзежы прыгожыя амаль як вялiкiя вочы маёй каханай красунi, маёй любай, шалёнай, зеленавокай пачвары». Але раптам я атрымаў моцны ўдар кулаком у спiну ды пачуў сiпаты, чароўны голас, iстэрычны й нiбы ахрыплы ад гарэлкi — голас маёй мiлай, любай каханкi: «Будзеш ты есцi нарэшце свой суп, чортаў гандляр аблокамi?!»


Кадзуо Исигуро. Не отпускай меня. Москва, 2016.


Удивительным образом здесь узнается и Британия, и Япония в стереотипном нашем понимании. Неспешное, атмосферное описание некоей частной закрытой школы в живописной английской глубинке — чуть ли не «Джейн Эйр». Старый усадебный дом в викторианском стиле, строгие учителя, озорные дети, выстраивающие, как обычно, жестокую иерархию с изгоями и властными фаворитами... Первые влюбленности, первые предательства... А в японском духе не только любование природой. Странно обостренное, недетское чувство долга воспитанников: сказано не выходить за территорию — даже не помыслят. Особая, прямо самурайская, преданность учителям, сиротская мечта о знаках внимания с их стороны — и отчужденность взрослых. Чем далее, тем больше странного: упоминания о загадочной миссии, которая ждет каждого воспитанника, к которой нужно готовиться, тщательно следя за своим здоровьем. Непонятные уроки музыки и рисования, мифы о Галерее, куда отбирают лучшие работы, сообщение, что никто из воспитанников не сможет иметь детей... Дети как–то неестественно нелюбознательны и доверчивы, у них напрочь отсутствует подростковое бунтарство, за исключением изгоя Томми. Но и тот своих вспышек ярости стыдится. Сюжет неспешного повествования закручивается вокруг отношений трех подростков — заводилы Рут, странного Томми и тихони Кэти. И становится все жутче... Пока читатель не догадывается о страшной истине: воспитанники интерната — клоны, чье предназначение — быть донорами органов. И их смиренное принятие своей миссии, более того, умение видеть в ней что–то высокое, заставляет содрогнуться. Герои называют изъятие органов «выемкой», а неизбежную смерть — «он завершился». Наивно верят, что «выемку» может отсрочить пара, доказав, что воистину влюблены... Антиутопия, заставляющая видеть печальные аналогии. Завораживающее, грустное повествование.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter