Те, кто приняли первый бой

«Налет гранатометчиков-курсантов должен быть внезапным...»

Приказ командующего 4-й армией генерала Коробкова предписывал: «Генералу Поветкину в ночь на 30 июня 1941 года захватить г. Бобруйск, уничтожить в нем моторизованную группу противника, переправив 200—300 курсантов со связками ручных гранат с северной и южной сторон города… Налет гранатометчиков-курсантов должен быть внезапным, на рассвете… Курсантов отобрать из добровольцев…»

Эти строки из архивного документа сильно впечатлили видавших виды полковников и генерала из Омского автобронетанкового инженерного института — филиала российской Военной академии материально-технического обеспечения, побывавших в середине апреля на местах боев курсантов Бобруйского военно-тракторного училища.

Делегация из далекого сибирского города в канун 70-летия освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков и 75-летия своего учебного заведения решила пройти по пути испытаний, выпавших на долю первых курсантов и преподавателей училища — впоследствии знаменитого Омского танкового, положившего начало сегодняшнему престижному и единственному в своем роде институту. Начали свой поход омичи во главе с его начальником генерал-майором Андреем Федоровым с Осиповичей, где в 1939 году было открыто пехотное училище, и прибыли в город на Березине, где в 1940-м оно было преобразовано в военно-тракторное и получило боевое крещение.

…Утром 26 июня 1941 года личный состав военно-тракторного училища был поднят по тревоге и выведен на восточный берег Березины. Курсанты и преподаватели заняли позиции в пойме реки напротив санатория на другом берегу. Командовал курсантскими батальонами заместитель начальника училища полковник Д.С. Чупрыгин. Общее руководство обороной осуществлял командир 47-го стрелкового корпуса генерал С.И. Поветкин. И поскольку будущие офицеры до того полтора года обучались по программе пехоты, оружием они владели лучше новобранцев, призванных по мобилизации. Не случайно по приказу генерала Поветкина курсантский батальон под командованием подполковника И.М. Жукова обеспечивал оборону также на участке Назаровка—Щатково, а 11-я рота во главе с Н.М. Хорбиным защищала городское предместье Зеленку.

Однако силы были неравные. Не имея танков и в достаточном количестве артиллерии, на не подготовленных должным образом позициях наши не могли долго удержаться, но, тем не менее, они замедлили продвижение гудериановского броневого вала аж до утра 30 июня, чем и обеспечили создание днепровского оборонительного рубежа под Могилевом.

Об этом, стоя на высоком берегу Березины, говорили омские гости и бобруйчане. Наследники героев возложили цветы к памятнику воинам-освободителям, вернувшимся сюда ровно через три года после трехдневных ожесточенных боев. И с благодарностью приняли омичи найденный местными следопытами подсумок для патронов винтовки-трехлинейки — основного оружия курсантов из 1941-го. А еще набрали в капсулы политой их кровью земли, которую увезут в музей института, готовящего нынешних защитников Союзного государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter