Среди дебиторов лесхозов немало сельхозпредприятий. Прокуратура помогает отстаивать финансовые интересы

Те еще жуки-дровосеки

Просроченная «дебиторка» — причина головной боли руководства многих предприятий и организаций. Не миновала эта напасть и лесные хозяйства, располагающие одним из главных и стратегически важных природных ресурсов страны. Отстаивать свои финансовые интересы в правовом поле лесхозам помогают органы прокуратуры.

Этой работой мы занимаемся более десяти лет, — старший помощник прокурора Гомельской области Ирина Хиженок затрагивает историю вопроса. — В 2006 году соответствующее поручение дано Главой государства. На тот момент проблема уже имела хронический характер, а некоторые долги висели годами. Сегодня ситуация значительно изменилась, но работать по-прежнему есть над чем.



В прошлом году в экономические суды прокурорами направлено 35 исков и заявлений о взыскании задолженности за поставленную лесопродукцию на общую сумму около 400 тысяч рублей. Абсолютное большинство из них рассмотрено и удовлетворено. По четырем заключены мировые соглашения, по одному судопроизводство прекращено в связи с добровольным возмещением задолженности. 

Ряд подобных дел удалось урегулировать в досудебном порядке. Такой вариант выгоден обеим сторонам. Особенно в случаях, когда речь идет о мизерных суммах. Иногда — в пределах одной тысячи рублей. Впрочем, таких долгов у дебитора может быть множество, и лесхоз оказывается в длинной «очереди» кредиторов. По той же причине очень долго не погашаются задолженности, по которым уже приняты судебные решения. Однако добиться их исполнения сложно по банальной причине — у должников нет денег. Имущества, подлежащего взысканию, тоже. 

На первый взгляд решить проблему можно элементарно. Попросту не отпускать товар тем, кто не рассчитывается вовремя. Однако есть нюансы. К примеру, среди должников немало предприятий ЖКХ. В лесхозах они получают топливо для котельных, которые обогревают жилфонд, учреждения социальной сферы. Прекратить работать с таким дебитором — значит, оставить без тепла целый населенный пункт. Что, само собой, неприемлемо. Схожая ситуация с сельхозпредприятиями, которых среди дебиторов, увы, тоже немало. Лесоводам приходится входить в положение, задействовать механизмы взаимозачетов и бартера. 

Отчасти нивелировать положение позволяет внешнеэкономическая деятельность. По данным Гомельского государственного производственного лесохозяйственного объединения, в прошлом году объемы экспорта превысили 28 миллионов долларов. Значительно увеличилась реализация щепы и пиломатериалов. Поставки шли в Германию, Бельгию, Польшу, Нидерланды, Азербайджан, Турцию и другие страны. А совсем недавно сделаны первые шаги на рынок Китая. 

Весь экспорт идет по предоплате. Поэтому долгов здесь нет.

— В целом в сравнении с прошлыми годами ситуация заметно улучшилась, — Ирина Хиженок отмечает положительную тенденцию. — Количество исков ежегодно снижается. Возрос уровень юридической подготовки контрактов. Договоров, составленных с нарушениями, как это случалось раньше, в прошлом году мы не выявили. Также лесхозы активизировали самостоятельную работу по взысканию долгов. Но это должно делаться не под нажимом контролирующих органов, а планомерно и постоянно. Иначе дебиторские долги будут накапливаться и расти. 

НЕ остались без внимания и другие ключевые направления жизнедеятельности лесной отрасли. Кстати, по итогам прошлого года Гомельское ГПЛХО признано лучшим в стране. Однако почивать на лаврах некогда.

Беда не одного года — атаки лесов жуком-короедом. 

— Вместе с тем повсеместно выявлялись факты несвоевременного вывоза лесопродукции с лесосек, оставления порубочных остатков, загрязнения отходами, — констатирует заместитель прокурора Гомельской области Владимир Тарасенко. — Все это способствует распространению вредителей. 

Пожары — еще один заклятый враг леса. Усилия по обеспечению режима пожарной безопасности очевидны — установка фотоловушек и камер видеонаблюдения, внедрение новейших систем обнаружения возгораний на ранней стадии. Тем не менее за прошлый год огнем уничтожено свыше 200 гектаров леса. Крупнейшие пожары происходили в Хойникском, Октябрьском, Петриковском, Речицком и Лоевском районах. 

Анализ работы лесной охраны подтверждает логичную взаимосвязь. Чем больше выявляется нарушений, тем меньше происходит пожаров. Наглядный пример продемонстрировал Гомельский опытный лесхоз, где случилось всего три пожара площадью менее гектара. При этом в отношении нарушителей составлено 55 административных протоколов. Есть чему поучиться коллегам. Особенно там, где при большем размахе бедствия пресечено всего по несколько нарушений.

А самый вопиющий случай произошел в Чеботовичском лесничестве Буда-Кошелевского опытного лесхоза. Один из вальщиков сжигал порубочные остатки сплошным палом, что категорически запрещено. Огонь повредил растущие деревья. Нарушение было пресечено в ходе контрольных мероприятий, проводившихся прокуратурой совместно с инспекцией охраны животного и растительного мира. К слову, работниками самого лесхоза не было выявлено ни одного нарушения пожарной безопасности.

Не удалось предотвратить полностью незаконные порубки, с виновников которых в прошлом году через суд взыскано более 13 тысяч рублей. Кстати, с прошлого года за незаконные порубки в эксплуатационных лесах введена уголовная ответственность. Это стоит учесть тем, кто по старой привычке отправляется в лес за парой-тройкой деревьев для хознужд. 

Впрочем, основной вред причиняют не такие браконьеры-одиночки, а пользователи, имеющие официальные разрешения на лесозаготовки. Но что написано пером — не вырубить топором. В ряде же случаев вырубается больше, чем положено, и не там, где позволено. Некоторые лесозаготовители норовили приступать еще до того, как выписан лесорубочный билет. Или выйти за границы территорий, указанных в разрешительных документах. 

Коррупционные проявления не обошли и лесную отрасль. Недавно суд вынес приговор двум уже бывшим работникам Мозырского опытного лесхоза. Мастер погрузочно-разгрузочных работ и главный инженер признаны виновными в хищении лесопродукции и получении взяток в особо крупном размере. Свои «бонусы» они имели от коммерсантов за отгрузку древесины в большем количестве, чем указывалось в товарно-сопроводительных документах. 

Обвиняемые приговорены к 5 и 8 годам лишения свободы. Это время им предстоит провести в колонии усиленного режима. Также подлежит конфискации имущество, а сами осужденные лишены права занимать организационно-распорядительные должности в лесной промышленности на срок 4 и 5 лет. Понесли наказание и те, кто «решал вопросы» с помощью взяток.
Представление прокуратуры рассмотрено в Гомельском ГПЛХО. Как сообщается в ответе, по одному из выявленных нарушений проведено служебное расследование. К дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 23 должностных лица. Еще с несколькими ранее были прекращены трудовые отношения. Для устранения недостатков будут проведены обучающие семинары, ужесточен ведомственный контроль, приняты другие меры.
prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter