Тайные шедевры

Пора нашу живопись вынимать из подвалов
Пора нашу живопись вынимать из подвалов

Возможно, скоро «Битву при Геттисберге» кисти французского художника XIX века Филиппоте — самую большую картину в мире — можно будет увидеть не только на репродукциях благодаря американскому бизнесмену, который из чистой любви к искусству готов пожертвовать 18 кровными миллионами долларов. Именно в такую сумму обойдутся реставрационные работы и постройка здания, где предполагается хранить и демонстрировать полотно размером 114,6 на 6,7 метра и весом 6 тонн. Последние 50 лет национальное достояние Америки обретается в подвале университета Северной Каролины и постепенно ветшает. И вот якобы нашелся человек, способный на поступок невероятной красоты, — ведь ни на проценты от показа картины, ни даже на то, чтобы его имя скромно значилось где–нибудь на фасаде построенного здания, американский меценат не претендует. Так прямо и заявляет на своих пресс–конференциях... Честно говоря, это смущает: заставить говорить о себе весь мир американцу уже удалось, сможет ли он не напоминать о себе после того, как изящно выложит на свою прихоть 18 миллионов?

Владеть произведениями искусства — дело хлопотное. Зачастую хранение шедевров обходится музею или коллекционеру значительно дороже их первоначальной стоимости. После дорогостоящей реставрации знаменитого «Давида» Микеланджело флорентийский музей «Галерея дель Академия» решил потратить дополнительно еще миллион евро для специальной установки, которая постоянным потоком воздуха будет отгонять пыль от статуи, способствуя тем самым ее сохранности. Подобные системы приобретают и другие итальянские музеи. А тем временем по этажам Национального художественного музея Беларуси до сих пор еженощно снуют уборщицы с ветхозаветными ведрами и тряпками, сражаясь с пылью на бесценных раритетах прабабушкиными методами...

Как бы патриотично мы ни относились к своему музею, но оценить по–настоящему его коллекцию и поныне невозможно: постоянная экспозиция составляет только 3 (!) процента от всего того живописно–скульптурного богатства, которое хранится в запасниках. И хранится, надо сказать, далеко не в лучших условиях...

Впрочем, как раз в эти дни в подвале пристройки Национального художественного музея устанавливают агрегаты, создающие в залах специальный микроклимат, благодаря которому, говорят, даже необходимость в реставрации произведений искусства почти отпадает. Бабушек–уборщиц заменят автоматическими пылеуборочными машинами, возможно, заведут тапочки для посетителей... В течение наступившего года вся коллекция должна переехать в пристройку, а историческое здание архитектора Михаила Бакланова по улице Ленина закроют на капитальный ремонт. Как говорится, опять двадцать пять: в новых залах пока все равно не хватит места, чтобы показать, кроме основной экспозиции, и белорусскую живопись, а ведь важно еще располагать и залами для сменных выставок...

Конечно, поскольку проект реконструкции Национального художественного музея предусматривает комплекс из 4 зданий, можно надеяться, что когда–нибудь все его шедевры станут доступными для беспрепятственного любования. Но за запрятанное в запасниках отечественное искусство будет обидно еще много лет. Иногда, правда, и нашему музею удается найти взаимопонимание с бизнесменами, сделать тайное явным, печатая репродукции на открытках, календарях, скоро, может быть, и на шоколадках. С одной стороны, тоже вариант приобщения к прекрасному, тем более что сознание современного человека давно приучено воспринимать многообразие мира через призму глянцевых эрзацев. Но только смогут ли через несколько лет наши повзрослевшие дети оценить по достоинству живое искусство на шероховатом холсте, заведомо проигрывающее уже привычным для них полиграфической яркости и гламуру?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter