МАРТ рассмотрел уже десятки дел о нарушении антимонопольного законодательства

Тайные игры конкурентов

Противодействие монополиям – об этом у нас много говорят в последние годы. Только призвав к ответу зарвавшиеся компании, можно снизить цены на потребительском рынке. Недавно созданное Министерство антимонопольного регулирования и торговли этим и занимается — формирует благоприятное конкурентное поле. Но насколько успешно оно это делает? Мы решили найти ответ на этот вопрос.


Десять месяцев назад в стране появилось новое министерство — антимонопольного регулирования и торговли. Первые жалобы не заставили себя ждать. По мнению замначальника главного управления антимонопольного регулирования МАРТ Алеси Абраменко, работы прибавилось не потому, что нарушений стало больше, а потому, что игроки знают, по какому адресу стоит искать справедливости.

Добро пожаловаться

— Алеся Николаевна, сколько фактов недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением за последнее время выявили специалисты МАРТ?

Алеся АБРАМЕНКО.
— На заседаниях комиссии по установлению фактов нарушений МАРТ за все время рассмотрено 48 таких обращений. Из них «раскрыто» 17 фактов. Конечно, в каждом случае говорить о результате возможно только после принятия окончательного решения. На самом деле обращений к нам поступает гораздо больше. На рассмотрении только в центральном аппарате находится 55 жалоб.

— С чем вы связываете рост числа обращений?

— Все узнали, что появилось новое министерство, которое занимается антимонопольными расследованиями. Бизнесмены надеются, что МАРТ поможет во всех вопросах. Правда, порой сами заявители полностью не понимают, что относится к нашей компетенции. Примерно половина жалоб в итоге просто не подтверждается. Но чтобы узнать об этом, приходится проводить детальное расследование. Треть обоснованных замечаний касается недобросовестной конкуренции. Еще солидный блок — ограничение конкуренции в закупках, которые производятся как за бюджетные, так и за собственные деньги.

В закупках вообще много факторов, влияющих на конкуренцию, но важно понимать, что не на все случаи распространяется сфера действия антимонопольного законодательства. Сейчас к рассмотрению во втором чтении готовятся поправки в Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». В нем предлагается ввести антимонопольные требования к торгам.

— Часто ли жалуются друг на друга конкуренты?

— Да, очень. Дела по недобросовестной конкуренции занимают значительную долю из рассматриваемых. Это, по сути, жалобы на конкурентов, действия которых направлены на препятствование формированию деловых связей, их нарушение или расторжение. Часто имеют место случаи, когда учредители предприятия, не поладив друг с другом, расходятся и делят бизнес. Один из них образует новую компанию в той же сфере и нечестными способами пытается войти на рынок, отвоевать себе нишу у бывшего партнера. Возникают ситуации переманивания работников, регистрации фирменного наименования, сходного до степени смешения с прежним наименованием. Бывают случаи регистрации в качестве товарного знака обозначения, которое продолжительное время уже используется другим.

Незнание от ответственности не освобождает

— У нарушителей есть два варианта: согласиться с выводами МАРТ и устранить недочеты или пойти в контратаку и вынести дело на рассмотрение суда. Были ли случаи, когда суд не поддерживал решения антимонопольного органа?

— Да, были, но их количество невелико. Да и на обжалование идет далеко не каждый. Большинство старается тотчас же исправить нарушения. Замечено: если предприятие вложило много денег, чтобы вытеснить конкурентов всеми правдами и неправдами, они будут сражаться до последнего. Особенно если это небольшие организации, отдавшие последние деньги на борьбу за рынок.

— Какие примеры завершенных дел можете привести?

— Вот пример из банковской сферы. Беларусбанк утвердил закрытый перечень исполнителей оценки, документы которых принимаются при рассмотрении принятия имущества в залог. И это при том, что все оценщики проходят обязательную аттестацию в Госкомимуществе. Такой избирательный подход тоже нарушение антимонопольного законодательства. МАРТ выдал банку предписание, вопрос уже снят.

Был любопытный инцидент и в медицинской сфере. ПТЧУП «Униксфарм» при участии в ряде электронных аукционов по закупке медицинских перчаток позиционировало себя как белорусского изготовителя. И получало преференциальную поправку 15% к цене предложения. Это позволяло компании при участии в аукционах предложить наименьшую цену. Фактически же товар производился в Малайзии. МАРТ признал указанные действия фактом недобросовестной конкуренции.

Дела по недобросовестной конкуренции занимают значительную долю из рассматриваемых.
Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

— На чем чаще всего попадаются игроки рынка?

— Основные нарушения — злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные соглашения, согласованные действия, недобросовестная конкуренция. Со стороны госорганов встречаются ограничивающие конкуренцию акты и действия, соглашения и согласованные действия. В части первых трех нарушений мы не выделяемся даже на фоне большинства стран Евросоюза — они, можно сказать, стандартны для всех стран-соседей. А вот в государствах СНГ к ним добавляются антиконкурентные действия госорганов. При этом на Западе, где антимонопольным органам по 100 лет, больше дел касается картелей, нежели случаев с монопольно устанавливаемыми ценами. К расследованиям в Евросоюзе привлекаются и другие органы, например полиция. Специалисты имеют право зайти без предупреждения в офис, опечатать его, изъять все носители информации. Там люди научены высокими штрафами и договариваются о сделках либо по электронной переписке, либо устно. У нас все пока проще: доказательства сговора можно найти в письменном виде. Причем стороны, подписывая антиконкурентные соглашения, порой не знают, что нарушают антимонопольное законодательство.

— Схожая ситуация и в сфере госзакупок — большинство нарушений происходит банально от незнания нюансов процедуры. Ожидается, что специалисты будут обязательно проходить переподготовку. А какие меры применяются, чтобы меньше нарушалось антимонопольное законодательство?

— Мы выбрали такую процедуру, как адвокатирование конкуренции. Для студентов, работников компаний рассказываем, что такое ограничение конкуренции, какие действия могут привести к этому и как избежать неприятностей. Если выявляем нарушение, стараемся объяснить, почему так делать не стоит и как это можно исправить. Плюс информацию по теме можно почерпнуть на нашем сайте, в журнале «Гермес». Действуем на опережение и в ситуации с госорганами. Сейчас МАРТ анализирует законодательство на предмет выявления норм, ограничивающих конкуренцию, ставящих в приоритет госпредприятия над частными. Примечательно, что в организациях с иностранными инвестициями хорошо знают, что такое антимонопольное законодательство и как по нему работать. Такие примеры, в частности, есть в пивоваренной отрасли.

Свои рельсы

— Вы уже рассказали, как работают коллеги в Евросоюзе. А какой инструментарий используют наши антимонопольщики?

— Преимущественно мы работаем через запросы необходимой информации у организаций, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемому делу. Отказать в ответе, даже по вопросам коммерческой тайны, они не могут. Для решения узких, сложных, технических нюансов привлекаются эксперты. Кроме того, наши специалисты могут проводить внеплановые проверки, когда необходимая для расследования информация должна быть получена оперативно.

— Хватает ли людям знаний, квалификации?

— Сейчас одно из ключевых направлений кадровой политики нашего министерства — непрерывное обучение работников. Через повышение квалификации и стажировки. Например, в ноябре—декабре прошлого года по нашему приглашению специалисты Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России проводили обучающие семинары. Кроме того, наши специалисты на системной основе проходят обучение в ФАС, а также непосредственно в ее Учебно-методическом центре в Казани. За прошлый и нынешний год 56 госслужащих МАРТ уже прошли там повышение квалификации. Обучающие семинары проводит и Организация экономического сотрудничества и развития в Будапештском региональном центре по конкуренции.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter