С вражеским подпольем в лесах Гродненщины воевали до 1953 года

Тайны язвинской могилы

С бандитским отребьем в лесах Гродненщины после ее освобождения от фашистов воевали еще до 1953 года
В 1992 году Владимиру ЖУКОВУ, в то время военному комиссару Свислочского района, сообщили о странной могиле на территории Язвинского лесничества. Из рассказов местных жителей следовало, что в ней захоронены советские воины, погибшие в годы Великой Отечественной войны.

Когда могилу раскопали, поисковая группа в ящике из-под снарядов от легендарных «катюш» обнаружила останки двух человек. На шинели одного из погибших были явно видны еще не истлевшие петлицы пограничных войск. В черепе — пулевое отверстие. Вероятно, стреляли в упор.

Все это вызвало у Жукова вопросы. Почему, например, бойцы похоронены в шинелях? Ведь бои на Свислоччине в 1941-м и 1944-м шли летом. В это время никто в армии теплую одежду не носит. К тому же петлицы, которые обнаружили на шинели, были введены только в конце войны, уже после освобождения района от фашистских оккупантов. Так кто же тогда покоится в могиле? 

В том же 1992 году останки неизвестных бойцов торжественно перезахоронили на православном кладбище в райцентре. Но Владимира Жукова не покидало огромное желание установить истину и узнать подробности гибели воинов-пограничников и их имена. Правда, как это сделать, тогда он не знал.

Выйдя в отставку, подполковник Жуков возглавил поисковый отряд «Память». За несколько лет ему удалось найти еще ряд военных захоронений, установить имена нескольких погибших красноармейцев. Но тайна той лесной могилы оставалась нераскрытой. 

  

И вдруг — удача. Однажды Владимиру Ивановичу позвонила председатель Добровольского сельисполкома Людмила Мартос и сообщила о факсе из Одессы, в котором жительница этого города Евгения Тобак просит помочь в розыске могилы дяди-пограничника, погибшего в Свислочском районе. Не тот ли это воин, останки которого перезахоронили на православном кладбище в райцентре?

Жуков тут же связался с Одессой. Евгения Михайловна рассказала, что, разбирая архив друга отца Дмитрия Ветрова, нашла письмо, в котором тот подробно описывал, как погиб его боевой товарищ Мейлох Тобак. Указывалось и точное место захоронения.

Из разговора Владимир Иванович узнал: часть, в которой служил Тобак, перебросили в Западную Белоруссию с Дальнего Востока для борьбы с бандитскими формированиями сразу после ее освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Однажды группа пограничников попала в засаду. Во время перестрелки погибли Тобак и возничий Бредихин. Их похоронили рядом с местом боя, недалеко от деревни Рудня.

Свислочский райисполком и Владимир Жуков пригласили Евгению Михайловну побывать на могиле близкого ей человека. Женщина приехала не одна, а с мужем и дочерью. Они также наведались на погранзаставу, где когда-то нес службу их родственник. Семья передала в музей заставы военные фотографии Мейлоха Тобака, его письма. Гости из Одессы уехали, взяв с собой в мешочке горсть белорусской земли.

Теперь, когда удалось установить имена погибших, был сделан запрос в архив российских погранвойск. Оттуда прислали выписку из донесений управления пограничных войск Белорусского военного округа о занесении имен геройски погибших в боях с бандитами стражей границы навечно в списки личного состава застав и присвоении заставам имен героев.

Из присланного документа следовало, что 19 сентября 1944 года по заданию коменданта пять бойцов в зеленых фуражках прибыли в лес для выполнения хозяйственных работ, но были окружены превосходящей по численности бандой. Завязался неравный бой. Старшина Тобак даже после тяжелого ранения в живот продолжал вести огонь и отдавать команды. В перестрелке были убиты несколько бандитов и их главарь, остальные разбежались по лесу. К сожалению, Мейлох Тобак получил и второе ранение. На этот раз в голову. Рана оказалась смертельной. В бою также геройски погиб и красноармеец Николай Бредихин.

Далее в выписке говорилось, что, учитывая ходатайство воинской части и целесообразность усиления воспитательной работы среди личного состава на боевой истории подразделений округа в охране границы, старшину Тобака и красноармейца Бредихина навечно зачислить в списки заставы боевого обеспечения пограничной комендатуры. Документ подписан начальником пограничных войск Белорусского округа генерал-майором Антоновым.

Однако, как выяснилось, приказ генерала выполнен не был. Почему?

— Ко времени получения приказа 85-й отряд, где служили погибшие бойцы, упразднили. Подведомственную территорию распределили между Гродненским и Брестским погранотрядами, а документы сдали в архив. О героях, которые навечно зачислены в списки заставы, никто не вспомнил. Теперь, считаю, справедливость должна восторжествовать, — размышляет Владимир Жуков.

С такой просьбой бывший военком уже обращался в различные инстанции, в том числе и в Государственный пограничный комитет Республики Беларусь. Его инициативу везде воспринимают одобрительно, но дальше этого дело не идет. Говорят: дескать, для того чтобы навечно зачислить в списки погранзаставы, нужно решение общего собрания ветеранов и т. д. Он объясняет, что пограничники уже зачислены еще в 1945 году, и здесь не нужны никакие дополнительные процедуры, а просто необходимо выполнить тот приказ. Но пока переубедить своих оппонентов Жуков не смог.

Вообще, по словам командира поискового отряда «Память», на территории Свислочского района до 1949 года активно действовали националисты и различные бандитские группировки. Здесь же пролегал «провод» — тропа через болото, по которой переходили на территорию Польши и обратно солдаты Армии Крайовой. Пособничество в этом им оказывали некоторые местные жители, хорошо знавшие секретный проход на границе. Возможно, та дорога аковцев существует и до сих пор — несколько лет назад неизвестные каким-то образом просочились через границу. Жуков предполагает, что прошли они как раз в том месте через топкое болото, которое не просматривается ни с одной стороны.
После войны на территории нынешней Гродненской области оставалось немало фашистских пособников, а также бойцов Армии Крайовой. Многие из них, кстати, местные жители, были сильно мотивированы, поскольку знали, что их ждет за предательство и убийство мирных людей. Банда из нескольких сот человек, костяк которой составляли дезертиры, бандиты, убийцы, не успевшие отступить немцы, власовцы, аковцы и другие ненавистники советской власти, действовала в Кореличском, Новогрудском и Дятловском районах. Бандиты отличались особой жестокостью. Особенно зверствовали они в отношении представителей местной власти и их семей. Многие председатели сельсоветов, боясь получить пулю через окно, закрывали ставни, ложились спать с пистолетом под подушкой или автоматом. У некоторых даже под полом был сделан выход на улицу.

Многие годы потребовалось милиции, внутренним войскам, войскам государственной безопасности и пограничникам, чтобы справиться с бандитским подпольем в Принеманье. Последние выстрелы прозвучали только 1953 году. Нередко для борьбы с бандитами приходилось прибегать к внедрению в их ряды чекистов, сотрудников милиции.

Так, для ликвидации бандформирований в Козловщинском районе (ныне Дятловский), где базировались две крупные банды общей численностью около двухсот человек, была заброшена группа из 120 «ястребков». В нее вошли оперативные работники, офицеры и красноармейцы внутренних войск. Согласно разработанной легенде, они выдавали себя за бандитов. Вскоре группа встретилась с реальными бандитами и не вызвала у тех доверия. Тогда было решено инсценировать нападение на обоз одной из воинских частей с захватом трофеев и пленных, а также ограбление местных жителей. Удачные инсценировки убедили главарей «лесных братьев», что перед ними банда, достойная уважения. Произошла встреча руководства спецгруппы и главарей бандформирований. Во время разговора бандиты предложили совершить совместный налет на Козловщину и убить секретаря райкома партии, председателя райисполкома, начальников отделов МВД и МГБ. Предложение было рискованное, поэтому оперативники решили сначала устранить главарей банды и их ближайших помощников.

На одной из конспиративных квартир те были арестованы. После чего оперативники окружили бандитские лагеря. Отсутствие командиров внесло панику в ряды бандитов, и они не смогли оказать достойного сопротивления бойцам спецгруппы.

gennadijj-gil@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter