Тайны Туринской плащаницы

Стоит ли верить радиоуглеродному методу датировки?

(Продолжение, начало в № 103, 108, 113)

Стоит ли верить радиоуглеродному методу?

Для датирования исторических памятников в археологии применяют различные методы, из которых наиболее «надежным» принято считать радиоуглеродный метод. Этот метод применили и для датировки Туринской плащаницы. Суть его в следующем. В атмосфере Земли углерод присутствует в виде трех изотопов: 12С, 13С, 14С, из которых первые два стабильны, а третий 14С распадается с периодом полураспада 5730 лет. Изотоп 14С постоянно образуется в атмосфере из атомов азота под действием жесткого космического излучения. Считается, что содержание 14С в атмосфере во все века сохраняется постоянным и составляет один атом 14С на 1000 миллиардов атомов 12С. Все атомы углерода в связанном в основном с кислородом состоянии участвуют в газовом обмене живой и неживой природы. Когда тот или иной организм умирает, его обмен с атмосферой прекращается, 14С более не накапливается в организме, а наоборот, его содержание в соответствии с периодом полураспада постепенно уменьшается. Считается, что чем меньше осталось 14С, тем старше объект. Соотношение же 12С и 14С должно говорить о времени, прошедшем с момента прекращения газообмена данного организма с окружающей средой, то есть о дате его смерти.

Автор методики, американский физико-химик, лауреат Нобелевской премии У.Ф. Либби калибровал метод по так называемой скалигеровской датировке, относящейся к артефактам Древнего Рима и Древнего Египта.

Уже по вышеизложенным фундаментальным основам радиоуглеродного метода датировки древностей возникает масса вопросов и сомнений. Во все ли века было космическое излучение постоянным? Вряд ли.

Человечество по мере своего развития выбрасывало и продолжает выбрасывать в атмосферу все возрастающее количество углерода за счет сжигания дров, каменного и бурого угля, торфа, нефти, сланцев и продуктов их переработки. Кто это в состоянии достоверно подсчитать и ввести соответствующие поправки в метод?

С прекращением жизнедеятельности организма метаболизм, как процесс обмена веществ, действительно прекращается, но в останках протекают процессы диффузии, адсорбции, абсорбции, интенсифицируемые внешними излучениями. Если для массивных консолидированных тел эти процессы могут носить в основном поверхностный характер, то для тонкой ткани, которой и является плащаница, указанные факторы, безусловно, весьма существенны.

Калибровка метода по скалигеровским датировкам убедительно отвергается известным советским и российским ученым в области математических методов в хронологии, академиком РАН А.Т. Фоменко: «Радиоуглеродный метод широко был применен там, где полученные результаты трудно и практически невозможно проверить другими независимыми методами». Он же приводит примеры:

1) в журнале «Nature», № 225, 7 марта 1970 года сообщается, что исследование на содержание 14С было проведено для органического материала из строительного раствора английского замка. Известно, что замок был построен 738 лет назад. Однако радиоуглеродное «датирование» дало возраст якобы 7370 лет. Ошибка «радиоуглеродного метода» в шесть с половиной тысяч лет;

2) только что отстрелянных тюленей «датировали» по содержанию 14С. Их возраст определили в 1300 лет! Ошибка «метода» в тысячу триста лет! А мумифицированные трупы тюленей, умерших всего 30 лет тому назад, были «датированы» как имеющие возраст якобы 4600 лет. Ошибка в четыре с половиной тысячи лет.

Эти результаты были опубликованы в «Antarctic Journal of the United States», № 6, 1971 год.

В приведенных примерах радиоуглеродное «датирование» увеличивает возраст образцов на тысячи лет. Есть и противоположные примеры, когда радиоуглеродное «датирование» не только уменьшает возраст, но даже «переносит» образец в далекое будущее.

Радиоуглеродный метод в 1988 году был применен для датировки Туринской плащаницы. Результаты исследований получили большой резонанс, так как радиоуглеродное датирование отнесло «рождение» плащаницы примерно к XI—XIII векам н.э. «Исследователи» договорились до того, что Христос «родился, вероятно, в 1152 году и был распят в Царьграде в 1182 году».

Все вышеизложенное говорит о том, что к результатам датировки радиоуглеродным методом следует относиться весьма осторожно. Более того, в современном состоянии радиоуглеродный метод не может служить основанием для абсолютной датировки исторических предметов.

Природа изображения

Так какова природа изображения на Туринской плащанице? Прежде всего перечислим бесспорные факты, являющиеся результатом прямых научных исследований образцов ткани, проводимых начиная с 30-х годов XX века. Как мы уже отмечали, это льняное полотно серого цвета плотностью около 50 мг/см2. Кроме льна, в составе ткани обнаружено несколько волокон хлопка азиатского вида. Образ на плащанице не яркий, но достаточно детальный и дан одним цветом — желтовато-коричневым разной степени насыщенности. Сразу здесь заметим, что механизм возникновения изображения, по нашему мнению, должен быть единым для всех его проекций, иначе оно было бы разноцветным. Разная степень насыщенности объясняется различиями в интенсивности этого пока не установленного воздействия. Исследования показали, что изображение на полотне несквозное, волокна ткани в области изображения изменили цвет на глубину, как утверждается, не более 10 микрометров. В этой цифре следует усомниться, так как каждое волокно льняной ткани состоит из сотен более тонких волокон, так называемых фалиментов, толщина которых как раз порядка 10 микрометров. Фактически, это ворс на каждой нити. Если бы процесс обугливания касался только этого ворса, то вследствие повышенной хрупкости обуглившихся фалиментов изображение осыпалось бы после нескольких циклов сворачивания и разворачивания плащаницы. Этого не происходит, следовательно, глубина изменений цвета ткани значительно более 10 микрометров. Тем более что неизбежно должен существовать градиент насыщенности цвета по глубине волокон ткани. Мы полагаем, что при толщине ткани, аналогичной по качеству и типу плетения Туринской плащанице, приблизительно в 500 микрометров, изменение цвета произошло суммарно (с учетом градиента цветности) на глубину не менее 100—150 микрометров. Также ранее проведенными исследованиями доказано, что образ на плащанице не является результатом внесения в ткань каких-либо красок. Спектроскопические исследования ткани в области изображения и в местах ее ожога расплавом серебра в результате пожара 1532 года дали практически идентичные результаты. Степень насыщенности изображения в каждой точке находится в обратной зависимости от расстояния до тела: чем ближе к телу, тем темнее данный участок изображения, то есть изображение негативное. Кровь от ран Христа проникала вглубь ткани, под кровью изображения нет, то есть пятна крови перенеслись на ткань ранее, чем стало возникать изображение.

Подытоживая, следует констатировать, что изображение возникло в результате каких-то физических, химических и/или физико-химических процессов, произошедших в поверхностном слое ткани и обусловивших ее потемнение.

Известно, что основными структурными компонентами волокон льна и хлопка являются целлюлоза и лигнин. Рассмотрим условия, при которых возможно изменение цвета этих компонентов.

Целлюлоза — главный строительный материал растительного мира, образующий клеточные стенки капиллярно-пористой системы деревьев и других высших растений.

Самая чистая природная форма целлюлозы — волоски семян хлопчатника, то есть хлопок. Для хлопка характерны относительно высокая прочность, химическая стойкость, средняя гигроскопичность (18—20 %) и малая доля упругой деформации. Его теплостойкость, то есть температура, при которой полностью сохраняются исходные характеристики, составляет 130—140 °С, он желтеет со временем на свету (под действием его ультрафиолетовой компоненты).

Целлюлоза представляет собой природный полимер. Его макромолекула состоит из многих остатков молекул глюкозы.

Макромолекулы целлюлозы линейны (располагаются в одном направлении) и потому легко образуют волокна, исходным сырьем для которых являются хлопок, лен, конопля. Целлюлоза нерастворима ни в воде, ни в большинстве других неорганических и органических растворителях. Особо подчеркнем, что целлюлоза не плавится, не переходит в газообразное состояние, то есть не сублимирует, не разрушается практически до 200 °С, а при последующем нагревании на воздухе свыше 350 °С обугливается. Одно из наиболее характерных свойств целлюлозы — способность в присутствии кислоты при повышенной температуре подвергаться гидролизу с образованием глюкозы. Цвет системы при этом становится более темным.

Как и все полимеры, целлюлоза разрушается под воздействием атмосферных факторов в результате совместного действия кислорода, влаги, кислотных компонентов воздуха и ультрафиолетовой составляющей солнечного света. Л.С. Корецкая («Атмосферостойкость полимерных материалов» — Минск: Навука i тэхнiка, 1993) установила, что в образце из органического стекла (полиметилметакрилат) предельная толщина поверхностного слоя полимера, чувствительного к действию УФ-излучения, составляет 400—450 микрометров. Фактически, это эффективная глубина проникновения УФ-излучения в данный полимер. Для менее прозрачных полимеров этот размер в 3—4 раза меньше.

В процессе гидролиза целлюлозы серной кислотой с йодом полимер окрашивается в синий цвет, при гидролизе только йодом — в коричневый.

Вторым важнейшим структурным компонентом волокон льна и хлопка является лигнин, который в совокупности с целлюлозой образует в растении структуру, аналогичную железобетону. При этом прочные линейные молекулы целлюлозы, объединенные в кристаллические микрофибриллы, являются аналогом железной арматуры, а аморфная матрица лигнина, обладающего высокой прочностью на сжатие, — бетоном. Молекула лигнина состоит из продуктов полимеризации ароматических спиртов. Основной мономер — конифериловый спирт.

Лигнин — аморфное вещество нерастворимое в воде и органических растворителях, окрашивается основными красителями и дает цветные реакции, характерные для фенолов. При обработке лигнина минеральными кислотами и основаниями лигнин гидролизуется. Особо отметим, что минимальная энергия зажигания лигнина (для аэрозоля) около 20 мДж, диапазон температур обугливания на воздухе, как и для древесины, составляет, по разным данным, 150—210 °С.

Итак, природа изображения на плащанице может быть обусловлена тепловым воздействием в диапазоне температур 200—350 °С, проникающим в волокна ткани на глубину не менее 10 и не более150 микрометров и приведшим к дегидратации, окислению, деструкции, то есть разложению, и частичному обугливанию компонентов волокон ткани — целлюлозы и лигнина.

(Окончание следует)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter