Тайны полесского «конвейера»

Мастера деревни Огаревичи собирают автомобили и тракторы
Мастера деревни Огаревичи собирают автомобили и тракторы

Еще Петр Машеров говорил о полешуках, что они «такие же белорусы, только со знаком качества». Любую идею полешук по–своему переосмыслит, а дело доведет до совершенства. А о смекалке, бережливости и хозяйственности местной легенды слагаются! Полешук любой гвоздик с дороги подберет, любому винтику в хозяйстве найдет применение. Порадуется за соседа, который, например, маслобойку купил, а придя домой, помозгует маленько и сам такую сделает — из ведра да припасенных железок. В Огаревичах Ганцевичского района подобных Кулибиных с пару десятков наберется.

Откуда пошло такое поветрие, никто уж и не вспомнит, а только славятся Огаревичи на всю округу своими мастерами.

Маслобойку из ведра я в доме Леонида Снарского увидела. А еще хозяин (по профессии он электрик–аккумуляторщик) с гордостью продемонстрировал мне корморезку собственного изготовления да мельницу. Мельничка хороша! 10 минут — и мешка зерна как и не бывало. Экономия из–за нее в большом хозяйстве Снарского огромная (Леонид Николаевич держит 5 коров!), ведь на государственной мельнице мешок смолоть 2,5 тысячи рублей стоит, а еще зерно и завезти туда надобно. Вот и считайте!

— А как вы думали? — удивляется Снарский в ответ на мой вопрос, зачем ему все это.

— Я троих детей на ноги поставил. Все учатся, старший сын — реставратор, в Мирском замке работает. Младший, тот по моим стопам пошел, электроникой увлекается, сам аквариумы мастерит. А дочка Барановичский университет оканчивает. Вот и стараюсь, что могу, своими руками сделать, а не покупать. Приспособления на трактор, например, или вот, водяную сварку.

И демонстрирует мне маленький сварочный аппаратик, и вправду — водяной. Вода в нем разлагается на водород и кислород и... В общем, для меня, женщины, принцип действия этого чуда остался непонятен, но вот в том, что при помощи такого удивительного аппарата можно ликвидировать даже самую малюсенькую дырочку в днище кастрюли, убедилась лично. Работает сварка на «отлично»!

У Александра Крысюка — другая гордость. Трактор, собранный собственными руками до самой последней заклепки.

— Кабина у него от Т–150, двигатель МТЗ, «ходовая» от 157–го, только два моста ведущие, — перечисляет малопонятные для меня подробности хозяин.

— Да зачем же вы его делали, ежели можно готовый купить? — спрашиваю, заметив во дворе и фабричный трактор.

— А, вы об этом! Да разве на нем можно по зимнему лесу проехать? А на этом — запросто! — машет Александр рукой в сторону «продукта конвейерной сборки». О лесе Крысюк не просто так говорит. Егерю, а именно им работает Александр в Ганцевичском лесхозе, что зимой, что летом работы хватает.

— Самодельный трактор у меня — зверь! Да и дешевле такой вот, сборный, обходится раза в 2 — 3. А хотите проехаться?

— Хочу!

Теперь могу подтвердить: по заснеженному полю, где, уверена, застряла бы не одна машина, да и не всякий трактор такую целину бы поборол, самоделка пролетела как на крыльях. Колея осталась глубиной чуть ли не по пояс человека!

Сейчас Огаревичи уже ни самодельным трактором, ни самодельным автомобилем не удивить. Хватает тут таких. А вот когда первый сборный автомобиль в 1991 году появился у Николая Сандрозда, многие приходили подивиться.

Впрочем, для Николая Константиновича эта машина — вещь обыденная, просто был нужен в хозяйстве грузовичок.

— В селе такая машина — огромное благо, — говорит он мне. — Если б где для сельчан такие вот машинки делали, на 1,5 тонны грузоподъемностью, если б их можно было у нас купить, многие бы спасибо сказали. А так, что ж, пришлось самому сделать! Да это не первая моя машина...

И правда, первая у Николая Константиновича была... деревянной. Все детали в ней были из дерева, садились туда два человека — один на педали ногами жал, другой колесо руками крутил. Такое управление называется реечным. Бегала машинка, пока не рассыпалась. А собрал ее Сандрозд в 18 лет!

Да и сейчас мастер без дела не сидит, то плуг ему в починку принесут, то борону. И мельницу, как у Снарского, для себя он тоже собрал.

— А планы на будущее у вас какие? — спрашиваю.

— Да вот думаю грузовичок на капремонт поставить, старый он уже. Кузов надо подварить. Им ведь не только я пользуюсь, даю соседям — то сено перевезти, то картошку. Так что ремонт скоро начну, чтоб к лету успеть...

Стайка увлеченно разговаривающих мальчишек встретилась мне на одной из огаревичских улиц. Галдели пацаны, чертили на снегу какие–то схемы...

«А может быть, среди них подрастает изобретатель, который прославит Огаревичи на всю планету? Или нобелевский лауреат?» — подумалось мне. Разве не из такой вот глубинки в столицы пробиваются самые новаторские, самые сумасшедшие идеи, способные перевернуть мир с ног на голову?

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter