Тайны московских прилавков

В универсаме за недостачу штрафуют весь коллектив.
В универсаме за недостачу штрафуют весь коллектив. Поэтому там начеку даже уборщица

Сегодня, когда все доступно и дефицитом стали только деньги, в наших магазинах остались свои маленькие тайны, о которых не принято говорить вслух.

Наш собеседник (назовем его Антоном Васильевичем) - из тех, кто пришел в торговлю во времена перестроечные и "раскручивался", начав с нуля. Магазин у него был обыкновенный, продуктовый, но в центре Москвы, на бойком месте. Сейчас, сменив бизнес, Антон Васильевич согласился побеседовать с корреспондентом "Века" о недавнем прошлом. Причем почти все заранее заготовленные вопросы оказались не нужны, и на моем диктофоне остался монолог директора торговой точки...

- Для того чтобы "раскрутить" магазин, все нужно делать самостоятельно. Сперва найти оптовую базу, которая будет поставлять товар. Привозишь небольшую партию, и от ее продажи появляются деньги. На них можно купить, например, холодильник. Когда первые шаги уже сделаны, у тебя просто физически не хватает времени ездить самому. Появляются посредники, которые приходят в магазин и предлагают товар. Здесь очень важно не остаться в дураках: люди обязательно должны предъявить документы, назвать фирму, которую они представляют, и показать сертификаты качества.

Но поставщики свое дело знают. Вот с хлебом, например, как сегодня поступают? Привозят и с дирекцией договариваются: продаем "по-черному", т.е., пока хлеб на прилавке, его отпускают по накладным. Ну а потом договор разрывается: посредник ничего не предлагал, магазин - не получал.

Раньше, когда водка стоила рублей пятнадцать, как-то привезли нам по пять, со всеми документами и печатями. Не придерешься, но нутром чувствуешь: сивуха. А поставщики долгосрочное сотрудничество предлагали, про какой-то завод в Калуге рассказывали. Ну мы-то, ясное дело, в Калугу звонить не стали, выяснять, какие там цены отпускные. Пришлось отказаться. Когда специальный закон ввели о минимальной цене на водку, стало легче: четкий критерий появился.

Откровенно левых продуктов мы не держали. Но с просроченными дело имели. Однажды мы получили фуру товара из Венгрии, кетчупы какие-то... Явно тухлые. Так покупателям и говорили: "Не нравится - не берите". И что вы думаете? Сметали за милую душу, и никаких потом претензий.

Есть даже специальный такой термин - "возврат". Допустим, не распродали в магазине красную икру. Привез посредник, скажем, 100 банок, а купили только 80. У оставшихся срок годности закончился. Не на помойку же их выбрасывать? Вот сотрудники и разобрали за 30 процентов цены. Они-то знают, что ничего с икрой не стало: всего лишь на один день просрочена. И всем выгодно: продавцы домой икры принесли, а поставщик хоть сколько-то "наварил", возврат, что называется, получил. Товар-то формально был уже непригодный...

Сегодня я точно знаю: никто товар назад не возьмет. Так прямо и говорят: "Закупайте столько, сколько продать сможете. Не разошлось вовремя - ваши проблемы". Теперь просто этикетку меняют, прямо одну на другую лепят. Захочешь проверить, что это там, внизу, - обе отклеятся... А жвачки какие-нибудь старые в новую коробку переложить - проще простого. И шито-крыто.

Сегодня продавцы не только воруют, но и приносят товар. Как-то стал замечать, что резко упала прибыль. Оказалось, продавцы свой товар тащат. Ходят на работу с сумками, а что там внутри - один Бог знает. Продавщица на оптовом рынке купила пять банок лосося и перепродала в магазине. Разницу - в карман.

Потом выяснилось, что у нас полсклада неучтенного товара: салаты какие-то, зеленый горошек... И нигде нет накладных. Женщина на колени встала, умоляя дать ей еще хотя бы месяц. Но всем стало очевидно, что она просто хотела свой товар допродать. Уволили мы ее. Вся штука в том, что тогда еще кассовых аппаратов не было. Теперь такая афера не пройдет.

Вообще, когда нанимается кто-нибудь на работу, его и не проверишь никак на добросовестность. К тому же, словно по закону подлости, когда в магазине полный штат сотрудников, люди приходят и просятся; как только кого-то не хватает - найти не можешь. Да и хочется нанять не с улицы, а человека проверенного, которого друзья порекомендовали.

Однажды случился такой прокол: взяли продавцом в винный отдел женщину, только-только вылечившуюся от алкоголизма. И санитарную книжку показывала, но ведь ее сейчас у любого метро купить можно, только фамилию впиши. Вскоре выяснилось, что спиртное она выносит, а дома пьет. Мать ее считала, что дочь секретаршей работает... В общем, грустная история...

Иногда продавцам к зарплате полпроцента от выручки набавляют. Но в супермаркетах такая система не приживется: там люди сами выбирают то, что им нужно. В универсамах если обнаружится недостача, скажем, 1.000 рублей, а работают 10 человек, то с каждого снимут по сотне независимо от того, кассир ты или охранник. Поэтому там все начеку, даже уборщица.

Но воровство - это еще полбеды. Мы насчитали 32 организации, которые контролируют магазин. То есть в течение месяца каждый божий день жди визита. Они делают так называемую контрольную закупку, а потом начинают придираться, причем к чему угодно. Раньше был очень популярен такой прибор - овоскоп, при помощи которого проверяли, не протухло ли яйцо. Покупатель включал лампочку, и если яйцо было темным внутри, - значит, плохое. Так вот, нас как-то попросили его предъявить. Я тогда не знал даже, что это такое. А однажды мы что-то взвесили в целлофановом пакетике, хотя формально взвешивание в упаковке запрещено. Ну как ты потом докажешь, что этот вшивый пакетик ничего не весит? Или скажут: "У вас урна полная возле магазина и лампочка одна не горит: в слове "продукты" все буквы вечером светятся, кроме "п". И что ты будешь делать?

Слабохарактерные директора начинают давать "на лапу". Я - ни гроша. У них же реальной силы нет никакой, только пугают. А ходит кто? Пожарные, сэсовцы, из милиции, из защиты прав потребителей... Однажды мы в контору этой "защиты" приехали. Обшарпанные столы... Вид убогий. Прошел год - евроремонт, в каждом кабинете итальянская мебель, компьютеры... Как с таким грабежом бороться? Я взял на работу юриста - помогло. Большинство штрафующих даже не дожидались его появления, сразу уходили. Уже через полгода с юристом попрощался: понял, что ходят ко мне теперь только мирные покупатели.

Как-то раз приходили к нам "крышу крыть". Ну я им сказал: "Сейчас, мужики, договоримся" - и отошел... в милицию позвонить. Благо отделение прямо напротив. Вроде отлегло. Больше нас не навещали. Но теперь времена такие: без "крыши" - ни туда ни сюда... Палатку простую захочешь у метро поставить, а в префектуре так прямо и говорят: "Только сперва с таким-то договоритесь..."

Вообще, магазины сейчас часто и самой милицией прикрываются. Вытесняет она на этом посту бандитов...

Вот такой получился монолог. И хотя Антон Васильевич говорил достаточно откровенно, понятно, что сказанное лишь малая толика большой правды о делах торговых. Нет больше дефицита, никто не ходит с черного хода, но остались проблемы, которые решаются тихо, "по-черному", без посторонних. Без нас.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter