Скульптор и искусствовед Валерий Колесинский чеканит монетовидные жетоны почти десять лет

Тайны монетного двора

А все-таки путешественники во времени существуют. Это — монеты. Через сколько рук они проходят, сколько разговоров слышат. Наверняка же есть где-то рубль, за который Владимир Высоцкий купил пачку сигарет, или же монеты, принесшие Ахматовой новую шляпку… Конечно, страсть нумизматов можно понять. А вот как насчет того, чтобы попытаться понять другую страсть — когда монеты не собирают, а делают собственными руками. Скульптор и искусствовед Валерий Колесинский чеканит монетовидные жетоны почти десять лет. Понятно, они не платежное средство, зато произведение искусства. Как, впрочем, и сделанные мастером медали.

Мастер за работой.

Люблю бывать в гостях у творческих людей: их жилища совершенно незаурядные и могут довольно откровенно рассказать о своих хозяевах что-нибудь этакое. Так же, как и квартира Колесинского. Его бронзовые человечки, конечно, удивительны, но я пришла смотреть на другое творчество. На медали и монетовидные жетоны. Валерий Францевич вручает мне элегантный кожаный альбом. Беру. Ого, в нем, наверное, 2 кг весу! И неудивительно: в прозрачных страницах-кармашках по 12 медалей лежит. Золотые, медные, серебряные. Ничего себе, скажете вы, целый альбом драгоценностей. Но это всего лишь имитация драгметалла, зато какая убедительная: блестит и впечатляет. «Вот жетоны из латуни, она по цвету похожа на золото, — показывает скульптор. — Эти же — из мельхиора, его еще называют немецким серебром». Беру один из мельхиоровых кружочков. Он появился на свет в 2013 году, объявленном у нас в стране Годом бережливости. И это тематическая медаль: на оборотной ее стороне маленькие капельки, а на лицевой — одна большая капля. Дорожите каждой каплей, чтобы получить нечто большее — таков смысл композиции. 

Свои изделия Валерий Францевич полирует в настоящих монетных дворах. Окрыленный идеей художник специально едет в Литву или Польшу… Впрочем, об этом позже.

Коллекция Колесинского — на сто процентов патриотическая. Одни серии посвящены разным историческим событиям, другие — белорусским просветителям. «В музее Якуба Коласа была моя персональная выставка, так вот к ней я, помимо прочего, сделал монеты с профилем писателя», — рассказывает Валерий Францевич. Удивительно, как только удалось на маленьком жетоне отчеканить столь легко угадываемый профиль Коласа?


Еще художник приурочил выпуск двух серий к «Славянскому базару в Витебске». Они символизируют народные ремесла, например, монеты с вышитыми рушниками. Представьте: тончайший орнамент на маленьком кругляше. И даже с номиналом: один мастер, два мастера… Все правильно, любой денежный знак, пусть и формальный, — уже не без силы магнетизма. Номинал, кстати, есть у всех жетонов Колесинского. А еще он делает имитации денежных номиналов XVI века. Так сказать, старые деньги на новый лад. Пусть колбасы за них не купишь, зато повысишь свое общее развитие: наглядно познакомишься с «прародителями» национальной валюты.

«В чем еще ценность медалей и монет? — развивает тему Валерий Францевич. — Возьмем, например, другое искусство — скульптурное. Оно по возможности быстро реагирует на какие-то важные события. Но все-таки крайне трудно создать монументальный памятник в сжатые сроки. Медали же куда проворнее запечатлевают конкретное событие на века». 

Так проворно отреагировал Колесинский на проведение у нас чемпионата мира по хоккею, сделав к этому событию две серии монет. Вообще, монеты и медали можно сравнить с надежным винчестером, хранящим в своей «памяти» исторические факты. Недаром же многие древние цивилизации оставили о себе воспоминания благодаря, прежде всего, монетам с емкими текстами и изображениями. Точно так же, скажем, какой-нибудь Иван найдет в 3016 году монету, посвященную чемпионату, и вспомнит: «А, было такое дело в Минске, да». И, предположим, не только потомки-земляки вспомнят наши заслуги, ведь, к слову, несколько жетонов Колесинского хранятся в фондах музеев Литвы и Польши. 

Так как же делаются деньги? Хоть и невсамделишные. Колесинский ненастоящие монеты делает на настоящих монетных дворах. Чеканит, конечно, не сам лично. Ведь это же техническая сторона, а в его ответственности — все то, что называют творчеством. И главное здесь — продумать композицию. А это не так и просто, тем более что надо следовать законам медальерного искусства. Правда, от них Валерий Францевич иногда отступает, ведь творчество — как дрожжи: не всегда в кастрюле удержишь. Например, полет вдохновения я замечаю в монетах, посвященных чемпионату мира по хоккею. Смотрю — полированная ледовая площадка, присматриваюсь — она изображает к тому же и шайбу, вглядываюсь — так это ж еще и облик «Минск-Арены». 

А скоро вдохновение художника сосредоточится на любви. «Сейчас Год молодежи, вот сделаю особенную серию, — интригует Колесинский. — Задумал отчеканить влюбленных, с красивыми объятиями, нежностью. Молодежь для меня — не столько те, кто колет дрова ветеранам и совершает прочие тимуровские дела. Молодежь — это те, кто познает себя и, главное, любит». 

Мастер говорит, что идею ему часто приносит наитие. Что-то там щемит в душе, а в голове вызревают неясные образы, вынашивает их день, неделю, две, а потом раз — картинка прояснилась. И сразу же фиксирует ее в рисунке, затем в пластилиновом слепке. А дальше дело техники: резка штампа, чеканка и тонировка монеты или медали. Кстати, делает Валерий Францевич большие тиражи — до 300 штук. Работы его приобретают коллекционеры, люди, изучающие белорусскую историю, и просто ценители этого искусства. Некоторые даже просили сделать медали, посвященные себе, любимым, причем с собственным профилем. 

Слушаю мастера и снова разглядываю его квартиру. На полках «играют» бронзовые дети. Девочка с хвостиками «бегает» за мотыльком, мальчик «несет» тазик, снова девочка… Так скульптор запечатлел в статуэтках детство дочки и сына. Работает во всех жанрах, но один из любимых — скульптурный портрет. Говорит, он самый сложный: надо не только добиться похожести, но и сделать лицо живым, с настроением, с отпечатком души. «Леплю портреты писателей, композиторов, друзей, ваш вот могу…» — неожиданным предложением радует Валерий Францевич. 

Приятно, конечно, увековечить себя в искусстве: будь то в скульптуре реальных размеров или же в маленькой монетке. И как знать, возможно, когда-нибудь, через века, этот металлический кружок для кого-то стал бы изысканной нумизматической редкостью.

Snatw3@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter