На болоте Большой Мох в республиканском ландшафтном заказнике «Ельня» открылась экологическая тропа

Тайны миорской тундры

Не только для туристов, но больше для самих сельчан, которым теперь можно собирать клюкву, не одевая сапоги. Ширина деревянного настила более метра. Вся конструкция держится на бревнах, положенных прямо на мох. Корреспондент «СГ» рискнул прогуляться вдоль знаменитых болот и попутно узнал о тайнах, которые они хранят.


tundra3.png



В топях «звенит» война

Случилась эта история 60 лет назад. Житель деревни Свердлы Антон Сенюк копал торф в окрестностях болота Большой Мох, как вдруг лопата наткнулась на что-то твердое. Из рыхлой почвы выглянул полусгнивший кусочек льняной ткани, а за ней — целый сверток с девятью килограммами серебряных нидерландских талеров.

Директор республиканского ландшафтного заказника «Ельня» Иван Борок ведет меня как раз к тому месту, где сельчанин нашел клад. Идем по экологической тропе, к топям по деревянному настилу. Под ногами крепкие дубово-осиновые доски. Удивительных историй, связанных с болотами, Иван Борок знает немало:

— Однажды миорский священник Николай Рундо признался нам, что болото заказника спасло ему жизнь во время Великой Отечественной и предопределило жизненный путь. В те годы Николай был портным, одевал весь партизанский отряд. Как-то от карательной операции немцев решили спрятаться в болоте. Николай дал обещание: если выживет, посвятит себя служению церкви. И вот бойцы спрятались под кочки, накрыли себя сверху мхом. Фашисты прошли шеренгой. Подозрительные бугорки сразу протыкали или расстреливали. Много партизан погибло в тот день, а Николай Рундо выжил. После войны участвовал в строительстве церкви в Миорах и стал в ней батюшкой.

«Война по болотам заказника прошлась основательно, — продолжает Иван Иванович. — А сколько раз бомбили, сколько партизан и мирных жителей полегло, сколько оружия скрыто в топях… Есть у нас места, где болото в прямом смысле этого слова звенит, если пройтись с металлоискателем. Года полтора назад приходили «черные копатели». Что-то рыли, искали, рискуя жизнью. Вместо винтовки лезвие лопаты легко может наткнуться на корпус мины. Когда правоохранители провели рейд по пресечению незаконной деятельности, их больше не видели.


tundra4.png

Директор республиканского ландшафтного заказника "Ельня" Иван БОРОК


Шляпки из осины

Тем временем осторожно прошли по настилу метров шестьдесят. Мох вокруг более или менее сухой, точно не увязнешь. Вижу растительность, присущую больше классической тундре — сфагновый мох, подбел, багульник. Или сосна в форме бонсай, береза кудрявая, осоки, вереск. Что такое?

«Недостаточно влаги, — объясняет попутчик. — Начиная с середины ХХ века пожары стали настоящим бедствием для Ельни. А в 2002 году разбушевался один из самых крупных, причем в буквальном смысле. Через несколько дней после начала пожара здесь начали рваться боеприпасы времен Великой Отечественной. Канонада была слышна за десятки километров. Надо сказать, что состав торфянистой почвы позволяет Ельне быть неплохим консервантом. Боеприпасы и все, что лежит в толще торфа, сохранилось».

После последнего крупного пожара в 2002 году была принята Госпрограмма по восстановлению гидрорежима заказника. По периферии болота построили перехватывающие плотины на каналах. А в 2007 году по инициативе общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» построен каскад платин (около 40 штук) из местного материала. Они перекрывают водотоки от центра до периферии.

Впрочем, пожары — не единственная причина пересыхания окраины Большого Мха. В начале ХХ века все земли нынешнего заказника «Ельня» были в частной собственности. Хозяева занимались поставкой уникальной осины в Европу. Кто сейчас знает, что из ельнянской осиновой соломки делали знаменитые парижские женские шляпки? А было дело. К слову, для сплава древесины вручную прокопали каналы длиной до десятков километров. И теперь весной, когда тает снег, эти каналы напоминают горные реки. Вода несется вниз от центра, ведь он выше краев на восемь метров.


tundra.png



Остров Копец и другие

Вся тропа длиной полтора километра. Мы прошли только половину. Все чаще в зелени заметна клюква. Ее можно собирать прямо с настила, а раньше сельчанам приходилось ходить за ягодами по зыбкой, влажной почве.

Всматриваюсь в даль болотных просторов и вижу верхушки лесных деревьев. Это значит, что впереди цепь Ельнянских островов, растянувшихся на семь километров (расстояние на болотах принято измерять не в километрах или метрах, а временем в пути). У каждого свое название — Еловый, Ольшевского, Матрунин остров… Есть даже Копец. Здесь до войны были хутора.

Копец — место для верхового болота удивительное. Во-первых, берег песчаный, в то время как всюду торф. Можно при желании искупаться. Вода чистая. Во-вторых, там излюбленное место стоянки рыбаков, есть у них тут свое зимовье: хатка с печкой-буржуйкой.

Почему Копец? Остров издалека похож на копну сена. А еще копцом раньше называли знак, фиксирующий границы (конец) земельных угодий. Насыпали земляную возвышенность и сверху ставили кол с записью о принадлежности территории.

На площади болота в 200 квадратных километров можно насчитать 118 больших и малых озер. Практически на всех островах соорудили зимовья: избушки до метра высотой и размером два на три метра. Их двери не закрываются на замок никогда. В самую лютую стужу можно забраться сюда и протопить печку, выспаться. И, переждав ненастье, отправиться дальше, освободив хижину для следующих путников.


tundra2.png



Гигантская щука и... окунь

По пути проходим мимо наблюдательных площадок с информационными стендами. В конце экологической тропы упираемся в озерцо, где имеется своя обзорная «арена» со скамейками.

В 1952 году кузнец Степан Шинда в протоке между озерами Ельня и Черное «зацепил» на блесну щуку, которая гоняла лодку по водоему длиной в 8 километров. Борьба была изнурительной, но кузнец все же вытащил эту чудо-рыбу багром. Вес ее оказался 32 килограмма.

— А недавно окуня на 3 кило 200 вытащил сельчанин из Суховержья, — вспоминает Иван Иванович. — Неофициально побил республиканский рекорд однолетней давности. Рыба удивительно сильная.

В болотных озерах белой рыбы нет. Только щука и окунь. Местами есть и ерш, но его можно не учитывать — деградирует. Между хищниками процветает «каннибализм». Пища есть всегда. Даже зимой щука жирная. Здешние любители порыбачить рассказывают, что когда тянешь щуку на один килограмм, то кажется, что весит она все шесть. Настолько много энергии в ней.

СПРАВКА «СГ»

Ельнянскому болоту более 9 тысяч лет. А заказник республиканского значения создан для сохранения этого болота и его окрестностей во время осушительной кампании еще в БССР 18 ноября 1968. Территория заказника составляет около 26 тысяч гектаров. На ней расположились 35 озер (большая их часть до гектара и огромное количество речек). Большая часть озер в пределах гектара. Ельня имеет международный статус и охраняется согласно Рамсарской конвенции, поскольку именно тут разместилось уникальное болото, характерное более для тундры. В Беларуси девять Рамсарских территорий: заказники республиканского значения «Споровский», «Средняя Припять», «Простырь», «Званец», «Ольманские болота», «Ельня», «Освейский», «Котра», Березинский биосферный заповедник.

— Вы побывали не просто на болоте, а в белорусской тундре, — итожит Иван Борок. — Мне тут недавно друг прислал фото, снятые с борта вертолета на Таймыре, ну вылитая Ельня! Только без вкраплений вечной мерзлоты. Ну а о легендах и тайнах Ельни можно рассказывать бесконечно.

Игорь МАТЕЛЕНОК, «СГ»
Фото из архива заказника «Ельня»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter