Тайны кремлевского двора

Интервью с шефом государственного Протокола считается большой журналистской удачей.
Интервью с шефом государственного Протокола считается большой журналистской удачей. А уж если речь идет о мемуарах - они вообще становятся бестселлером.

Таким, каким стала, например, книга "Повседневная жизнь Кремля при президентах", написанная Владимиром Шевченко, бывшим шефом Протокола президента СССР Михаила Горбачева и первого Президента России Бориса Ельцина, а ныне советником Президента Путина. К сожалению, ее в минских книжных магазинах днем с огнем не сыщешь...

Предлагаем вниманию наших читателей некоторые отрывки из этой книги, вышедшей недавно в издательстве "Молодая гвардия".



Принцесса огорошила

В наше время точность соблюдения графиков встреч и визитов - непременный, неукоснительно соблюдаемый всеми членами международного сообщества принцип.

Во время рабочего визита Ельцина в Англию в 1994 году нас принимал в Чекерсе премьер-министр Мейджор. Было назначено вечернее мероприятие, довольно светское. Мероприятие начиналось по английскому обыкновению в восемь вечера, что для нас непривычно. А впереди - еще довольно длинный вечер. Гости собрались, идет светский разговор в кулуарах, перед тем как сесть за стол. Проходят 10, 15 минут. Меня подзывает Ельцин и говорит: "Наверное, пора начинать". Я отвечаю: "Мероприятие не наше, мы начать не можем". - "Тогда узнайте, в чем дело". Я подхожу к шефу Протокола министерства иностранных дел Великобритании и спрашиваю, в чем задержка. Он отвечает: одной из центральных фигур сегодняшнего вечера является принцесса Анна, а она задерживается. Проходит еще минут 10. Явно заметно, что Мейджор тоже нервничает. И тут английская сторона дает пояснения. Они сообщают нам, что принцесса была остановлена полицейским на пути из Лондона в Чекерсе за превышение скорости. Пока составляли протокол, пока она платила штраф, время было упущено. Наконец появилась сама принцесса. Были извинения, шутки. Потом Борис Николаевич и принцесса Анна сидели вместе, о многом беседовали. Нас всех поразило, во-первых, что принцесса, член королевской семьи, направляясь на такое ответственное мероприятие, сама была за рулем, а во-вторых, что полицейский, что называется, невзирая на лица, ее оштрафовал.

Японский премьер-министр Хасимото опоздал почти на 10 минут. Борис Николаевич не стал его дожидаться и вышел из комнаты, где должны были идти переговоры, зайдя в соседнюю. Хасимото передали, что российская делегация уходит, и японцы буквально вбежали в помещение, отведенное для переговоров. А вслед за ними спокойно вошли и мы.



Билла чуть не убили

Хозяева какого-либо международного представительного форума обычно заранее определяют, сколько мест и пропусков могут выделить каждой делегации. Например, на 50-летие Победы к нам приехали гости со всего мира. Соответственно количество пропусков было строго ограничено. И американцы попробовали нас обмануть: изготовили пару поддельных. Мы их тут же вычислили и предупредили: если такое повторится, будет скандал. Понятно, что это не начальство подсказало им так поступить, а кто-то из рядовых сотрудников проявил изобретательность.

В марте 1997 года президенты России и США встречались в Хельсинки. Клинтон прилетел на это мероприятие со сломанной ногой. Нога была в гипсе, и его возили в инвалидной коляске. У входа в зал, где проходило мероприятие, был небольшой уклон, пологая горочка от двери к центру зала. Охранник, который сопровождал Клинтона, на секунду отвлекся, и коляска, разгоняясь, полетела по скату чуть ли не в стену. Реакция руководителя охраны российского Президента Анатолия Кузнецова была мгновенной: он не только успел остановить коляску, но и плавно, как положено в таких случаях, подкатил ее к тому месту, где она должна была в тот момент находиться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter