Что носили в портфелях белорусские школьники в конце XIX − начале ХХ века?

Тайны канцелярии

Уникальная выставка Владимира Лиходедова в Национальном историческом музее Беларуси

Планшеты, смартфоны, гаджеты почти заменили бумажные тетради, блокноты. Даже первоклассник с ходу «напишет» сочинение, не прикасаясь к ручке и бумаге, — достаточно наговорить текст в голосовой редактор. Несколько опций — и текст готов. Зачем тогда учиться выводить крючки и загогулинки на разлинованных листах? — резонно спросят нынешние, не по годам смышленые, шестилетки. Ответ прост: в письме от руки пользы для развития умственной деятельности не меньше. О том, как учились белорусские школьники в конце XIX — начале XX века, можно узнать на выставке «Тайны белорусской письменности», которая на днях открылась в Национальном историческом музее Беларуси.


Ее автор — исследователь, лауреат премии «За духовное возрождение» Владимир Лиходедов — радует сюрпризами гурманов письменного дела не впервые. В прошлом году большой интерес общественности вызвала выставка «Тайны канцелярии». В продолжение совместного проекта «СБ. Беларусь сегодня» «В поисках утраченного» мы подробнее расскажем о наиболее интересных экспонатах.


Любители старины, побывавшие на выставках Владимира Лиходедова, помнят тростниковые перья XVI века, которыми мог пользоваться сам Франциск Скорина, фигурные чернильницы XV—XVII веков, а также письменные принадлежности, связанные с важными историческими личностями отечественной истории. Впрочем, некоторые из этих интересных экспонатов можно увидеть и сейчас. Взять хотя бы уникальную коллекцию для письма князей Радзивиллов, композитора Станислава Монюшко, краеведа и историка Отто Хедемана, финансиста Льва Полякова, маршала Тимошенко… Кроме того, автор проекта подготовил для посетителей множество новинок.

Рассматриваешь уникальные экспонаты — вспоминаешь поговорку «Порядок — душа каждого дела». Недаром многие известные писатели, прежде чем приступить к творчеству, наводили на рабочем месте идеальную чистоту. Иначе, утверждали они, бардак перейдет в мысли, а затем и на бумагу.


Будете на выставке — вглядитесь в стол-бюро XIX века. Блестящая поверхность, четкие линии, ничего лишнего. Соответствующей мебелью для письма мог пользоваться русский поэт Александр Пушкин во время обучения в Царскосельском лицее. Не менее аккуратно, судя по старинным хорошо сохранившимся тетрадям, писали и белорусские школьники, учащиеся гимназий, училищ. Об этом говорят экспонаты, посвященные теме белорусского «школьнiцтва» конца XIX — начала ХХ века.

Внимание посетителей привлекут грифельные дощечки. В экспозиции их несколько. Все они небольшого размера и с деревянными рамками. Так и хочется взять мел и написать на них сегодняшнюю дату. Если современные родители покупают грифельные доски своим чадам больше для развлечения, то столетия назад они являлись единственным средством для обучения письму. Сложно себе представить, как учителю в середине XIX века нужно было продумать урок, чтобы успеть проверить написанное на такой доске у каждого ученика. Стереть упражнение с поверхности можно было после проверки. Чтобы сэкономить время на занятиях, позже стали переходить к доскам большего размера, рассчитанным на весь класс.


Перелистываем страницы ученических тетрадей конца XIX века. Обложки украшены рисунками, а внутри каллиграфическим почерком выведены буквы, слова, предложения. Примечательно, что старательное отношение к учебе в былые времена рассматривалось как отдельный критерий оценивания ученика. В «Ведомости об окончании школы», аналоге современного аттестата зрелости, значились три графы — «Успехи», «Прилежание», «Внимательность».

Есть на выставке множество простых, цветных и механических карандашей, которые производились на белорусских фабриках, различные типы чернильниц, закладки, пеналы-футляры отечественных и зарубежных мастеров.

Лицо ученика — его дневник. То, как старательно заполняли этот документ в 1900 году, тоже можно увидеть на выставке. Только назывался он так: «Журнал для записывания уроков».
   
Рассматриваем «Новейший письмовник». Этот экспонат по форме напоминает смартфон, а по содержанию — органайзер. В нем носили образцы различных прошений, документы. А вот и календарь «Товарищъ», изданный в начале ХХ века. На первой странице — подсказка учителям о «сроках разобщения учащихся для учебных заведений после скарлатины, кори, краснухи». В графе напротив ответ — «когда отпадут все корки».

С тем, что века назад школьные учителя были очень строгими, спорит фигурка добродушного наставника, которого неизвестный мастер воплотил в дереве и расписал разноцветными красками. Да и милые медвежата, подставляющие свои округлые животики в качестве опоры для книг и тетрадей, говорят о том, что и в те времена школьники и их родители учебный процесс умели разнообразить.

В конце XIX века школы были, как и в наше время, начальные и средние. Начальные, по терминологии того времени — «низшие», общеобразовательные заведения подразделялись на одноклассные — три-четыре года обучения и двухклассные — пять-шесть лет. Такое деление существовало до 1918 года. После окончания начального учебного заведения (в 13—14 лет) можно было поступить в учительскую семинарию, ремесленное, сельскохозяйственное или профессиональное училище.


Среднее образование в конце XIX века было представлено мужскими и женскими учебными заведениями. Обучение в гимназии, реальном, коммерческом училищах длилось семь-восемь лет. Существовала также прогимназия. Она представляла собой начальные классы гимназии и давала неполное среднее образование на протяжении четырех лет. Только окончание среднего учебного заведения давало право поступления в вуз. Начальное образование и среднее не были связаны между собой и представляли отдельные законченные циклы.


…Среди деревянных скульптур учителей, учеников, представленных на выставке, есть особенная. Это фигура первопечатника Франциска Скорины, повторяющая модель, созданную народным художником ­БССР Алексеем Глебовым. Именно со слов, написанных философом-гуманистом Скориной в XVI веке, начинается первый урок чтения у современных школьников. Помните: «Звери знают ямы свои; птицы знают гнезда свои; рыбы в море и в реках чувствуют глубины свои; пчелы защищают ульи свои, — так и люди, где родились и вскормлены, к тому месту великую любовь имеют». Это и есть связующая нить между учебным процессом ныне и в былые времена.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter