Тайны из сундука

В  первую  неделю  октября  у  минского  студенчества новое  увлечение  —  посещение  театров. Не  официальных  профессиональных,  а  своих, можно  сказать, корпоративных

В  первую  неделю  октября  у  минского  студенчества новое  увлечение    посещение  театров. Не  официальных  профессиональных,  а  своих, можно  сказать, корпоративных 

Состоялся  IV  фестиваль  «Тэатральны  куфар». За эти годы идея учредителя – Белорусского государственного университета – вырвалась за рамки студенческого городка и простой художественной самодеятельности. Она овладела массами и захватила в плен все высшие учебные заведения республики. Более того, приобрела поддержку Министерства образования и даже заинтересовала Международную ассоциацию университетских театров. А эта ассоциация провела уже 24 смотра и гордится тем, что создала некий идеал студенческого театра. 

Как нам удалось понять, университетское театральное движение ставит целью не только креативную самореализацию образованных людей, но и широкое приобщение к культуре элиты страны. Университеты как феномены цивилизованного общества с давних времен гордились своей высокодуховной жизнью. На это обратил внимание в своем послании фестивалю ректор БГУ Василий Стражев и не пожалел финансов из скромного университетского бюджета на организацию праздника и приглашение зарубежных гостей. 

Примечательная особенность студенческого театрального творчества — это то, что называют не народным или профессиональным, а любительским искусством. В смысле «по большой любви и очень доброжелательно». Между тем из математиков, химиков, филологов, философов, историков иногда выходили профессиональные актеры и режиссеры. Поговаривают, что сам Вильям Шекспир пришел в драматургию через университетский театр. 

Глава международной ассоциации профессор Роббер Жерме из Бельгии не только прислал минчанам приветствие, но и сам приехал показать свой спектакль «Если любить…(берегись)». Правда, образца мы не обнаружили: абсолютно не студенческое произведение, главная мысль — все жены одинаковы. 

Девиз нынешнего фестиваля «Традиции. Поиск. Эксперимент» успешно поддержал МГУ им. Ломоносова. Он стал победителем, так как показал самый студенческий спектакль об обычном мальчишке, его первой любви, друзьях и взрослых поступках, о мечтах, которые оборвала война. Для наших белорусских коллективов это был самый сильный соперник. И не случайно. МГУ имеет театр с прекрасными традициями и историей, солидными финансовыми возможностями. Многие известные деятели культуры годы провели в его стенах. 

Восемь белорусских университетских театров не замахивались на постановки классики. Возможно, боялись сравнений с профессионалами. Они показывали оригинальный и современный репертуар, в котором оказались открытия. Прежде всего два новых драматургических имени. 

На спектакле театра-студии «7 этаж» Белорусского университета культуры и искусств количество студентов на одно посадочное место превышало цифру три. Счастье, что в концертном зале «Минск» в этот момент не оказалось пожарных. «Свинские выходки» придумал Александр Богдан, а поставила Зинаида Пасютина. Задача не новая: сыграть животных с человеческими характерами. Два кабанчика и двое молодых хозяев. Моментами кажется, что человек и свинья меняются местами. Хозяин-алкоголик демонстрирует вполне свинское состояние, а кабанчик, словно ребенок, мечтает летать. Финал вроде бы предрешен – свинью все равно зарежут. Неожиданно человек меняет ход событий. Трогательная трагикомичная фантасмагория заслуженно получила приз зрительских симпатий. 

Театр БГУ «На балконе» предложил сложное и совсем не веселое абсурдистское представление, у которого один драматург, режиссер, художник и музыкальный оформитель – Николай Рудковский. Много лет назад он сочинил «Слепую звезду». Ни один театр не рискнул поставить эту пьесу о свалке человеческих жизней, об отчаянии и мечте в образе слепой девушки. Николай все сделал сам, получив от Сергея Турбана его театр «На балконе». Это маленькая сцена и два ряда зрительских мест. А больше не нужно для столь пронзительного разговора о человеческой боли. 

Думается, что профессиональный театр заинтересуется этими талантливыми пьесами и наверняка переманит на сцену кого-нибудь из сегодняшних студентов университетов. А если этого и не произойдет, то все равно на студенческом театральном празднике было столько «божественных искр», как сказал кто-то из членов жюри, что огонь горит. Пламя творчества с каждым годом захватывает все большее число участников. Студенты, болея за своих, аплодируя соседям, начинают по-настоящему любить театр. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter