Тайны гродненских подземелий

Полотна, найденные в склепах Бригитского монастыря, представляют собой уникальное явление в отечественной живописи

Полотна, найденные в склепах Бригитского монастыря, представляют собой уникальное явление в отечественной живописи

Среди экспонатов Национального художественного музея Беларуси видное место занимают портреты семьи известных магнатов Великого Княжества Литовского Веселовских.

Это прежде всего портрет Кшиштофа Петровича Веселовского — маршалка великого литовского (с 1635 года) и эконома гродненского (с 1636 года), чье имя сохранилось в истории города благодаря кипучей общественной деятельности. Рядом находится портрет его жены Александры Марианны Веселовской, урожденной Собесской — двоюродной сестры польского короля Яна III Собесского. И, наконец, на третьем портрете изображена их приемная дочь Гризельда Сапега — жена Яна Станислава Сапеги, маршалка великого литовского. Эти полотна представляют собой уникальное явление в отечественной живописи первой половины XVII века и являются немеркнущим наследием белорусского народа. Но мало кто знает, что история этих бесценных шедевров неразрывно связана с обширными гродненскими подземельями, а именно с криптами костела Благовещения Девы Марии, ранее входившего в комплекс Бригитского монастыря.

Возвращение утраченного

Еще полстолетия назад портреты Веселовских считались утраченными. Было известно, что все они находились в интерьере костела, затем — обеденного зала монастыря, а в 1923 году с успехом выставлялись в Гродненском краеведческом музее. Во время Второй мировой войны картины исчезли. Их находка стала сенсацией. Это произошло в 1966 году, во время восьмой экспедиции Государственного художественного музея БССР (ныне — Национальный художественный музей Республики Беларусь), которой руководила директор этого учреждения культуры и член правления Союза художников БССР Елена Аладова. Она, кстати, была уроженкой Гродненской губернии, где появилась на свет в 1907 году в семье учителей.

— Когда мы открыли деревянную створку в центре пола костела, оказалось, что вход в склеп очень плотно забит мусором, — вспоминала Елена Васильевна. — С батарейным фонариком в руках я спустилась в удушающе зловонную глубину склепа. Там, за рядом развороченных гробов, у черной сырой стены виднелось что-то похожее на картины...

Как сокровища искусства оказались в подземелье? Предположительно, в период Великой Отечественной войны портреты Веселовских спрятала там одна из сестер-назаретанок, живших в монастыре.

В некропольной камере костела Елена Аладова нашла три живописных произведения. Их состояние вызывало тревогу. Начался поиск опытных реставраторов на просторах всего тогдашнего Советского Союза. Находками заинтересовался один из лучших на то время специалистов — художник-реставратор высшей квалификации Ананий Бархошабович Бриндаров, работавший в Ленинграде.

— Сколько лет лежали картины в этом сыром, грязном, мокром склепе, трудно сказать, но за это время они пришли в полную негодность, — вспоминал позже живописец. — Доски развалились на составные части, расклеились, заплесневели. Потом эта плесень перешла в холст. Я стал это все приводить в порядок...

Полотна были больших размеров, высотой более двух метров каждое. Удивительно, что люди были изображены на них практически в натуральную величину, причем во весь рост. После очень трудоемкой реставрации в стенах Государственного Русского музея, успешно завершившейся в 1970 году, произведения заняли почетное место в числе портретных шедевров, созданных на территории современной Беларуси. Их даже выделили в отдельную гродненскую школу живописи. Имя художника, который их писал, неизвестно, но все эти портреты считают работой одного из гродненских мастеров.

В укромных местах костела Бригитского монастыря в ходе восьмой экспедиции Государственного художественного музея БССР были найдены и шесть картин кисти талантливого художника Якуба (Якова) из Тикотина, написанные в 1642—1649 годы: “Поклонение волхвов”, “Сретение”, “Обрезание”, “Бегство в Египет”, “Христос, Мария, Иосиф, идущие в Иерусалим”, “Христос в Иерусалимском храме”. Все они были реставрированы в 1990—1992 годах и сегодня висят рядом с портретами семьи Веселовских в Национальном художественном музее Беларуси.

Склепы и саркофаги

Полотна с изображением известных магнатов не случайно оказались в монастырском костеле. Гродненский женский монастырь ордена святой Бригитты был основан именно этими людьми — Кшиштофом Веселовским и его женой, в память рано ушедшей из жизни их приемной дочери Гризельды. Это случилось в 1634 году, а через два года по приглашению семьи Веселовских 8 представительниц ордена святой Бригитты прибыли в Гродно из польского города Люблина. Первой настоятельницей монастыря стала родная сестра Александры Марианны Веселовской — Анна Собесская. В 1642 году в обители началось строительство костела, и в 1651 году виленский епископ Ежи Тышкевич освятил новый величественный храм, который получил имя Благовещения Девы Марии.

Двор монастыря представлял собой огромный прямоугольник, занимающий целый городской квартал старинного Гродно, и был обнесен мощными и высокими каменными стенами с четырьмя брамами. По углам двора были возведены многогранные башни, две из которых сохранились, остальные вместе с южной и частью восточной стены в советское время были разобраны. В XIX веке царские власти использовали обитель в качестве тюрьмы. В 1827 году туда заточили участниц движения декабристов Корнелию и Ксаверию Рукевич, сестер известного филомата и члена общества “Военные друзья” Михаила Рукевича.

Некропольная камера, в которой нашли портреты семьи Веселовских, — не единственная в монастыре. Костел имел обширнейшие склепы, где несколько сотен лет захоранивали монахинь и, по всей видимости, знатных горожан. По информации настоятеля костела и нотариуса курии Гродненской епархии Римско-католической церкви ксендза Антония Гремзы, монахини Бригитского монастыря имели привилегию, которой не было у монахов остальных орденов. Умерших бригитток хоронили не на кладбище, а в склепах костела. Саркофаги опускали через специальные проемы в полу храма, которые были закрыты большими каменными плитами.

Подземная часть костела поделена на четыре части. Первая находится под главным входом в костел. Подвал представляет собой длинную неширокую комнату с прямым потолком высотой около 3 метров. В этом помещении, как и в следующем, сегодня хранятся экспонаты музея Бригитского монастыря, а когда-то там стояли саркофаги. Три других помещения имеют сводчатые потолки в виде цилиндров. Средний из них — главный, размерами он больше остальных. Из самого последнего помещения, что под алтарной частью костела, имеется боковой выход во двор монастырского комплекса.

Стены и потолки всех четырех склепов сегодня оштукатурены и побелены, полы выложены каменными мозаичными плитами.

Когда-то здесь существовал подземный ход, или точнее, переход из подвалов храма к высокой колокольне, которая располагалась через дорогу от монастыря, на другой стороне нынешней улицы Карла Маркса. Башня звонницы до нашего времени не сохранилась, она была разобрана в конце 1962 года. Ее фундаменты в 90-е годы прошлого столетия были вскрыты и законсервированы.

Тихая обитель

Еще до революции сестер-бригитток в монастыре сменили сестры-назаретанки, вписавшие новые страницы в его древнюю историю. Но в 1950 году по решению горисполкома обитель была закрыта и архитектурный комплекс использовался для размещения детского сада, областной больницы, психоневрологического диспансера, а также в качестве складских помещений. В тот период останки захороненных из некропольных камер костела были погружены на грузовые автомобили и вывезены в неизвестном направлении. Гродненские старожилы хорошо помнят, что воинствующие атеисты еще долго рассказывали жителям города, будто среди женских костей были найдены и останки детей, в том числе младенцев, и этот факт якобы свидетельствовал не в пользу святости монахинь закрытой обители. На самом деле это были, без сомнения, кости умерших отпрысков именитых прихожан и фундаторов (спонсоров-дарителей) храма из числа горожан и окрестной шляхты, ведь мы знаем, что в былые века детская смертность была очень высокой. Кроме того, доподлинно известно, что в обитель принимали на воспитание девочек-сирот различного возраста, а они также, к сожалению, часто болели и умирали...

В 1990 году храм был возвращен верующим, вскоре возобновился и монастырь. Усилиями монахинь Конгрегации Сестер Пресвятой Семьи из Назарета, а также настоятеля храма ксендза Антония Гремзы в подвальных помещениях костела был сделан ремонт и создан музей. Ныне в нем выставлены реликвии святых, а также около 30 старинных икон и картин, отдельные из которых датируются XVII и XVIII веками, хоругви и различная церковная утварь, литургическое одеяние, антикварные книги, предметы быта и интерьера, фотографии. Есть там и довоенный телефон, а также раритетная печатная машинка ундервуд и многие другие интересные экспонаты. Глубокие сводчатые склепы создают подлинную атмосферу древности, а посетители, спускаясь в старинные подземелья для осмотра экспозиции, испытывают непередаваемое чувство причастности к истории минувших столетий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter