Заявленные лекции в Национальном художественном музее смыло мутной волной скандала

Тайны фараонов

Едва открывшись, египетская выставка в Национальном художественном музее уже наделала много шума. По соцсетям разлетелась новость о том, что «жителям Минска впарили фальшивых фараонов». Репосты сопровождались фотографиями «поддельных» экспонатов и оригиналов из Каирского музея для сравнения. И вот уже телевидение Санкт–Петербурга выпускает в эфир сюжет о «постыдной выставке», предупреждая московскую публику: в декабре «Сокровища Древнего Египта» переедут из Минска в российскую столицу. Мол, будьте осторожны, граждане и господа, не ведитесь на мякину, как легковерные посетители белорусского музея.


Только нюанс в том, что с самого начала настоящих фараонов музей не обещал. Анонсируя выставку на сайте Национального художественного, комментируя ее для СМИ, кураторы и организаторы честно говорили о репликах и воссозданных копиях, никак иначе. Пояснительные таблички экспозиции, которая стала доступной еще до официального вернисажа, без обиняков сообщали, что вот этот керамический сосуд или те стеклянные браслеты в закрытой витрине — оригиналы, а посмертная маска Тутанхамона — всего лишь реплика версии маски из Метрополитен–музея. Ну разве только афиши не были так прямолинейны. «Более 300 экспонатов, история целой цивилизации» — продолжают зазывать рекламные плакаты с растиражированным изображением пресловутой маски. Они–то и стали главным аргументом шумихи в соцсетях, поднятой людьми, которые выставки не видели и не собираются туда принципиально.

Придраться, конечно, тут есть к чему. Несмотря на заверения организаторов, что большинство экспонатов создавалось по древнеегипетским технологиям и согласовывалось с Каирским музеем, блуждающая по интернету подборка фотографий свидетельствует, что далеко не каждая копия идентична оригиналу. Очевидно, что здесь не просто реплики, а реплики реплик. Древнеегипетское шоу вместо вдумчивой демонстрации бесценных артефактов. Однако свой голос к возмущенному фейсбучному хору я не добавлю.

Возмущение египтологов понятно — серьезная наука не терпит компромиссов. Но многие ли из тех, кто заочно негодует по поводу этой выставки, добрались до Каирского музея, побывав в Египте часто не единственный раз? А собственно, зачем, когда покрасоваться своей ученостью можно и с чужих слов? Тем временем музеи наперебой изобретают приманки, пытаясь завлечь в свои залы публику, развращенную интернет–доступностью практически любого шедевра. Теперь мало просто выставить–развесить в своих залах бесценные артефакты прошлого, что в который раз продемонстрировала недавняя выставка оригинальных гравюр Рембрандта в Минске, не оправдавшая расчетов устроителей на сенсацию. Не вызвали эти гравюры ожидаемой восторженной реакции у зрителей.

А древнеегипетские сокровища, пусть и фальшивые, вызвали. У одних — негатив, у других же — вполне искренний восторг и благодарность. В этом месте можно обильно порассуждать о нашем времени сплошных подделок и суррогатов от еды до эстрады. Но я не стану.

Помните, как на заре перестройки в Минск привезли масштабные репродукции Сальвадора Дали? Даже в таком формате выставка стала сенсацией — в самом центре города демонстрировалось запретное доселе искусство, недоступное, невозможное. На волне пережитых эмоций я добралась до его книг, позже — до фильмов Луиса Бунюэля, музыки Александра Градского, живописи Николая Селещука, наконец... Только много лет спустя увидела подлинные холсты Дали. И, к слову, была разочарована: то, что в репродукциях выглядело вызовом свободного гения, на деле оказалось старательным, почти ученическим письмом не сильно уверенного в себе человека. Но эмоции от той давней «фальшивой» выставки и сейчас со мной. Как и все то, что мне захотелось узнать и рассмотреть поближе после нее.

Сейчас вместе с сыном я изучаю Древний Египет по энциклопедиям. После своих эмоций от визита в Национальный художественный ему вдруг захотелось узнать, как это было в действительности. В этих черных залах, наполненных холодным светом и мистической музыкой, есть и тайна, и атмосфера. Не важно, что тайна больше кинематографичная, но работает она в правильном направлении. Досадно только, что цена для походов на выставку с детьми остается кусачей. А еще больше жаль заявленных к этой выставке лекций профессионалов, темы которых были расписаны музеем на месяц вперед. Их больше нет — смыло мутной волной скандала.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter