Тайны достают из–под земли

Неман здесь не очень широкий. Извивается лентой — то серой, стальной, то прозрачно–бирюзовой...
Неман здесь не очень широкий. Извивается лентой — то серой, стальной, то прозрачно–бирюзовой, то зеленой с золотыми бликами, повторяя цвет раскинувшегося над ним неба. Еще несколько лет назад через переменчивую воду сновали лодки — перевозили на правый берег тех, кто начинал, а потом и продолжал восстановление Лавришевского монастыря.

Нынче от деревни Гнесичи, что недалеко от Новогрудка, через реку перекинулся добротный деревянный мост — и телега пройдет, и легковой автомобиль, и тяжелый грузовик. Хорошо укатанная грунтовка бежит туда, где на песчаных холмах выросли новые здания — храм с позолоченными куполами, несколько жилых домов, купель. Здесь почти закончено возведение Дома милосердия. С невысокого постамента благословляет возрожденную обитель преподобный Елисей, легендарный основатель Лавришевского монастыря и его первый игумен. Памятник ему поставлен в прошлом году.

К слову, по легендам и некоторым сохранившимся сведениям, основан монастырь был совсем в другом месте, в двух километрах от Гнесичей — собственно, в деревне Лавришево. Говорят, и название свое село получило то ли от слова «лавра», то ли от имени «Лаврыш». А уж кем был тот самый Лаврыш, основавший монастырь, историки спорят до сих пор. Одни говорят, что был он сыном князя Миндовга Войшелком, отказавшимся от княжеского престола. Другие — что преподобным Елисеем, предположительно сыном князя Тройната, ушедшим от мирской суеты и принявшим постриг. Третьи и вовсе утверждают что Войшелк и Елисей — один и тот же человек, носивший первое имя «в миру», а второе после принятия сана.

Известный белорусский исследователь, историк, профессор Сергей Рассадин — приверженец последней версии. Третий год ищет он доказательства своих предположений в Лавришево, вблизи старинной Успенской церкви. Третий год археологи увлеченно очищают от наслоений поздних веков камни того самого первого Лавришевского монастыря.

***

Удивительная, пока еще полная загадок история позвала в дорогу — от Барановичей до Новогрудка, мимо славного историей Городища, мимо сказочного озера Свитязь, по петляющим дорогам почти к самой границе Налибокской пущи. Туда, где у обмелевшего русла Валовки найдены остатки фундамента. По пути к месту раскопок Сергей Рассадин ведет неторопливый рассказ:

— Валовка — летописный Балович, «данная» река с литовского. Он напрямую когда–то связывал монастырь с «Новогородком». По берегу реки здесь до Новогрудка километров 25, на лодке — несколько часов. А на конной тяге плот к Лавришево всего за день можно было доставить...

Это сейчас Валовка в Лавришево практически пересохла. Когда–то Балович крутил колеса водяного монастырского «млына», наполняя пруд. В XVI веке дворянин Иоахим Хрептович русло реки изменил, перекопав старое и направив воду к своему имению в Сенно. И на своем пруду «на монастыр молоть заборонил». Неоднократно жаловались монахи Лавришевского монастыря на бесчинства дворянина, архимандрит здешний к королю Жигмонту письма отправлял. Чем дело закончилось, неизвестно. Но можно предположить, что не в пользу обители, потому что река Балович–Валовка в старое русло так и не вернулась. Впрочем, именно она послужила указателем, отправной точкой для поисков археологов. А еще — обмелевший монастырский пруд.

Постройки монастыря, скорее всего, были деревянными, уверен Рассадин. Каменным — лишь фундамент, вопреки расхожему мнению, что в обители сплошь и рядом стояли здания из кирпича и камня.

***

Древние валуны бережно расчищают юные любители истории — 11 студентов из Горецкой академии и Мозырского пединститута, а также 19 старшеклассников. Школьники приехали в Лавришево из всех областей Беларуси. Хотя труд на раскопках совсем не сахар. Тонны и тонны земли перелопачивают археологи, разминают в руках каждый комок, просеивают через сито. И шумно радуются каждой находке — кирпичу ли со следами пальцев, так называемой «пальчатке», кусочку ли изразца, покрытому зеленой глазурью (такую традиционно использовали в XVII веке), остаткам ли бобровых костей — еще одно подтверждение того, что здесь стоял монастырь. Бобра в прошлые века считали рыбой, а значит, и постной пищей.
Фрагментов изразцов в раскопе находят особенно много — с виноградными гроздьями и даже с крестами.

— Где–то здесь была кухня, — наперебой объясняют ребята. — А значит, печи были. А еще костей тут много находим, особенно свиных...

Каждую находку описывает и фотографирует Тельман Маслюков, историк из Светлогорска. Раскопкам в Лавришево он отдает всего себя. И в том, что касается организации, и в поиске средств, и в нестандартных оценках находок.

В том, что первоначально Лавришевский монастырь стоял именно здесь, у профессора Рассадина сомнений нет. У нынешнего игумена обители отца Евсевия, инициатора раскопок, тоже. Ежедневно, в сопровождении собаки — друга и питомца Дерека, он появляется в Лавришево. И в церкви, и обязательно там, где идут основные работы. Отец Евсевий делится планами:

— Думаем фундамент извлечь и перенести на территорию современного монастыря. Там же намереваемся создать музей истории монастыря — даже сейчас находок и документов для этого хватит. Надеемся успеть к следующему году — к 500–летию канонизации Елисея Лавришевского.

В отделе рукописей библиотеки Вильнюсского университета хранится инвентарь Лавришевского монастыря, датированный 1824 г., и его копия от 1829 г. Подробно описывается в инвентаре местонахождение и устройство монастырской церкви, колокольни, монастырского корпуса, библиотеки, трапезной. Выяснить, где стояли и в какое время были возведены эти здания, — задача археологов. Впереди еще как минимум два сезона «полевых» работ. И годы кропотливого изучения материала. И создание музея одного из самых древних монастырей Беларуси.

Кто знает, может, воплощение мечты историка Рассадина, чаяний игумена отца Евсевия и других неравнодушных людей, причастных к раскопкам и к возрождению Лавришевского монастыря на Новогрудчине, поспособствуют возвращению на нашу землю уникального Лавришевского Евангелия?

Справка «СБ»

Лавришевский монастырь — один из древнейших монастырей Беларуси. Согласно церковному преданию он был основан сыном литовского князя Тройната преподобным Елисеем Лавришевским около 1225 года в излучине на левом берегу реки Неман у подножия высокой горы. Со временем монастырь, собрав большое число братии, стал лаврой, в которой преподобный Елисей был первым настоятелем. В ночь на 23 октября/5 ноября около 1250 года преподобный Елисей был убит своим юношей–слугой. Преподобный Елисей канонизирован митрополитом Иосифом Солтаном на соборе в Вильно в 1514 году.

Войшелк — великий князь литовский в 1264 — 1267 годах. Сын Миндовга. Впервые по имени упоминается в 1253 — 1254 годах, когда стал новогородским князем. Новогородцы были недовольны крещением Миндовга в католичество. Вероятно, с того момента началось противостояние Войшелка с отцом. В том же году заключил мир с галицко–волынскими князьями и передал Новогородское княжество Роману Даниловичу. Сам же пошел в Полоннинский монастырь на Волыни, где принял постриг под именем Лавриш. Около 1257 года вместе с 10 — 12 монахами основал на Немане монастырь, который позже будет называться по его имени Лавришевским.

Советская Белоруссия №147 (24284). Пятница, 9 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter