Какой мальчишка не мечтает быть автолюбителем? Владимир Протасеня из деревни Козловичи Слуцкого района не был исключением. Еще подростком он гонял по деревенским улочкам на стареньком мотоцикле послевоенного выпуска и грезил о том, как когда-нибудь сядет за руль собственного авто. Тогда юный гонщик и не подозревал, что пройдут годы и он станет не среднестатистическим владельцем личного транспортного средства, каких тысячи, а представителем высокой автокультуры - таких единицы.
Если человек живет не "как все", про него обычно говорят "не от мира сего". И я, признаться, никак не могла взять в толк, зачем профессиональному авторемонтнику, каких поискать, и по совместительству экономисту-менеджеру растрачивать себя на возню с местной ребятней (деревенские ребятишки роем вьются вокруг местного автомобильного авторитета). Поняла, когда увидела коллекции автотехники лично Владимира Адамовича и Слуцкого районного центра автомобильной культуры и технического творчества детей и молодежи "Автомир", арендующего дворовые площади Козловичской СШ. "Автомир" наравне с коллекционными раритетами - любимое детище собирателя. Надо признать, за 3 года существования центра Владимир Адамович успел многое: возродились к жизни 15 мотоциклов и 6 автомобилей (считай, вчерашний металлолом). Большинство реанимированных машин старше 20 лет.
Вместе с Владимиром Адамовичем идем в его мастерскую.
- Реставрировать автомобиль - адский труд, - говорит мастер. - Но благодарный. Одно дело купить пусть даже и престижную иномарку и при этом толком не знать, что у нее под капотом, и совсем другое - по крупицам сконструировать машину. В этом случае взаимоотношения водителя и автомобиля складываются по-особому: они друг друга чувствуют, словно родные.
Под брезентовым чехлом угадываются объемные очертания. Реставратор стягивает брезент, и увиденное заставляет ахнуть: ГАЗ-67 1944 года выпуска, словно только с конвейера. Блестит свежевыкрашенный кузов, в идеальном состоянии салон, все агрегаты в полной исправности. "4 года жизни и куча денег, - кивает на заново рожденный ретровнедорожник его создатель. - От прежнего хозяина он мне достался в совершенно разобранном виде. "Доноров" искал по всей Беларуси. Нашел 6 машин. На Горьковском автомобильном заводе добыл копии чертежей. По ним и восстанавливал своего красавца". По соседству с реставрированным командирским авто располагается конструкция из шасси с мотором - "скелет" очередного ГАЗ-67. Воочию убеждаюсь, насколько кропотлив труд реставратора. Все детали будущего автоорганизма тщательно зачищаются, затем собираются в одно целое и подгоняются друг к другу, дальше снова происходит разборка, после - покраска и опять сборка.
Впрочем, на этом модельный ряд ГАЗов реставратор намерен закончить. На очереди - "Мерседесы" и "Опели", выпущенные в 30-х годах. "Мерседес-170" 1939 года выпуска - первое ретроприобретение Владимира Протасени - обошелся собирателю-дебютанту (дело было в 1980 году) в 1.000 советских рублей. Владимир только что вернулся из армии. "Заработать деньги я еще, конечно, не успел, - вспоминает коллекционер. - Но и упустить уникальную возможность не мог. Влез в долги". Все последующие годы он искал нужную литературу и оригинальные запчасти, набирался опыта, воссоздавая более знакомые марки. Похоже, процесс поисков, который зачастую затягивается на десятки лет, близится к финалу. Скоро начнется самое для творца волнующее - создание новой автомобильной жизни.
В коллекционерских кругах Владимир Протасеня считается асом. Ремонтом пыхтящих по современным дорогам "Ауди" и "Мазд" мастер зарабатывает на жизнь и на покупку запчастей к своим коллекционным авто. Однако нередко ему поступают заказы на реставрацию старинных машин от коллег-коллекционеров или просто любителей автостарины. Эта работа, признается Владимир Адамович, больше для души, чем ради денег.
Разумеется, творческий человек не может не мечтать. Владимир Протасеня все чаще задумывается о создании автомобильного музея, в котором вместе с гражданской техникой былых лет непременно должна экспонироваться военная. Почин есть. В завтрашних планах коллекционера - рейды по воинским частям. Кто знает, какой трофей можно отыскать на ближайшем полигоне? Каждая ретронаходка, признается Владимир Адамович, заставляет испытывать волнение, как при долгожданной встрече. В конце концов, обитание в автомире - не хобби, а образ жизни.
Тайны автомира
Какой мальчишка не мечтает быть автолюбителем? Владимир Протасеня из деревни Козловичи Слуцкого района не был исключением. Еще подростком он гонял по деревенским улочкам на стареньком мотоцикле послевоенного выпуска и грезил о том, как когда-нибудь сядет за руль собственного авто. Тогда юный гонщик и не подозревал, что пройдут годы и он станет не среднестатистическим владельцем личного транспортного средства, каких тысячи, а представителем высокой автокультуры - таких единицы.