Тайны автомира

Какой мальчишка не мечтает быть автолюбителем? Владимир Протасеня из деревни Козловичи Слуцкого района не был исключением. Еще подростком он гонял по деревенским улочкам на стареньком мотоцикле послевоенного выпуска и грезил о том, как когда-нибудь сядет за руль собственного авто. Тогда юный гонщик и не подозревал, что пройдут годы и он станет не среднестатистическим владельцем личного транспортного средства, каких тысячи, а представителем высокой автокультуры - таких единицы.
Какой мальчишка не мечтает быть автолюбителем? Владимир Протасеня из деревни Козловичи Слуцкого района не был исключением. Еще подростком он гонял по деревенским улочкам на стареньком мотоцикле послевоенного выпуска и грезил о том, как когда-нибудь сядет за руль собственного авто. Тогда юный гонщик и не подозревал, что пройдут годы и он станет не среднестатистическим владельцем личного транспортного средства, каких тысячи, а представителем высокой автокультуры - таких единицы.

Если человек живет не "как все", про него обычно говорят "не от мира сего". И я, признаться, никак не могла взять в толк, зачем профессиональному авторемонтнику, каких поискать, и по совместительству экономисту-менеджеру растрачивать себя на возню с местной ребятней (деревенские ребятишки роем вьются вокруг местного автомобильного авторитета). Поняла, когда увидела коллекции автотехники лично Владимира Адамовича и Слуцкого районного центра автомобильной культуры и технического творчества детей и молодежи "Автомир", арендующего дворовые площади Козловичской СШ. "Автомир" наравне с коллекционными раритетами - любимое детище собирателя. Надо признать, за 3 года существования центра Владимир Адамович успел многое: возродились к жизни 15 мотоциклов и 6 автомобилей (считай, вчерашний металлолом). Большинство реанимированных машин старше 20 лет.

Вместе с Владимиром Адамовичем идем в его мастерскую.

- Реставрировать автомобиль - адский труд, - говорит мастер. - Но благодарный. Одно дело купить пусть даже и престижную иномарку и при этом толком не знать, что у нее под капотом, и совсем другое - по крупицам сконструировать машину. В этом случае взаимоотношения водителя и автомобиля складываются по-особому: они друг друга чувствуют, словно родные.

Под брезентовым чехлом угадываются объемные очертания. Реставратор стягивает брезент, и увиденное заставляет ахнуть: ГАЗ-67 1944 года выпуска, словно только с конвейера. Блестит свежевыкрашенный кузов, в идеальном состоянии салон, все агрегаты в полной исправности. "4 года жизни и куча денег, - кивает на заново рожденный ретровнедорожник его создатель. - От прежнего хозяина он мне достался в совершенно разобранном виде. "Доноров" искал по всей Беларуси. Нашел 6 машин. На Горьковском автомобильном заводе добыл копии чертежей. По ним и восстанавливал своего красавца". По соседству с реставрированным командирским авто располагается конструкция из шасси с мотором - "скелет" очередного ГАЗ-67. Воочию убеждаюсь, насколько кропотлив труд реставратора. Все детали будущего автоорганизма тщательно зачищаются, затем собираются в одно целое и подгоняются друг к другу, дальше снова происходит разборка, после - покраска и опять сборка.

Впрочем, на этом модельный ряд ГАЗов реставратор намерен закончить. На очереди - "Мерседесы" и "Опели", выпущенные в 30-х годах. "Мерседес-170" 1939 года выпуска - первое ретроприобретение Владимира Протасени - обошелся собирателю-дебютанту (дело было в 1980 году) в 1.000 советских рублей. Владимир только что вернулся из армии. "Заработать деньги я еще, конечно, не успел, - вспоминает коллекционер. - Но и упустить уникальную возможность не мог. Влез в долги". Все последующие годы он искал нужную литературу и оригинальные запчасти, набирался опыта, воссоздавая более знакомые марки. Похоже, процесс поисков, который зачастую затягивается на десятки лет, близится к финалу. Скоро начнется самое для творца волнующее - создание новой автомобильной жизни.

В коллекционерских кругах Владимир Протасеня считается асом. Ремонтом пыхтящих по современным дорогам "Ауди" и "Мазд" мастер зарабатывает на жизнь и на покупку запчастей к своим коллекционным авто. Однако нередко ему поступают заказы на реставрацию старинных машин от коллег-коллекционеров или просто любителей автостарины. Эта работа, признается Владимир Адамович, больше для души, чем ради денег.

Разумеется, творческий человек не может не мечтать. Владимир Протасеня все чаще задумывается о создании автомобильного музея, в котором вместе с гражданской техникой былых лет непременно должна экспонироваться военная. Почин есть. В завтрашних планах коллекционера - рейды по воинским частям. Кто знает, какой трофей можно отыскать на ближайшем полигоне? Каждая ретронаходка, признается Владимир Адамович, заставляет испытывать волнение, как при долгожданной встрече. В конце концов, обитание в автомире - не хобби, а образ жизни.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter