Кинокритик Людмила Саенкова о фильме «Пылающий»

Тайное сияние

Герои Мураками носят джинсы, слушают джаз, вместо сакэ предпочитают пиво и перекус в «Макдоналдсе». Точно такие же предпочтения и у героев фильма «Пылающий», поставленного по рассказу знаменитого японца «Сжечь сарай», с той лишь разницей, что вместо американских гамбургеров отдают предпочтение корейской еде. Корейской, потому как «Пылающий» — фильм южнокорейского режиссера Ли Чхан Дона. Южнокорейское кино уже лет двадцать как живет на гребне своей новой волны, о начале которой когда–то оповестил всегда неожиданный Ким Ки Дук, а потом подхватил Ли Чхан Дон. Теперь у национальных киногуру есть свои последователи, а кино Южной Кореи стало роскошным материком на мировой кинокарте. Ни один южнокорейский режиссер, попавший в программы крупных фестивалей, не уезжает без награды. «Пылающий», удостоившись приза ФИПРЕССИ на последнем каннском кинофоруме, стал любимцем фестивальной публики.

ФОТО WWW.KINOPOISK.RU

В этой картине можно с легкостью обнаружить пристрастия как японского писателя, так и корейского режиссера. Мураками обожает джаз, Фолкнера и Фицжеральда. Ли Чхан Дон начинал как писатель, по прозе которого не раз ставились национальные фильмы. Один из главных героев — молодой человек Чжонсу (эту роль исполняет звезда южнокорейского кино Ю А–ин) мечтает написать роман. О чем — не знает. Знает только, что о жизни, которую почти невозможно понять. Его любимый писатель — Уильям Фолкнер. Фолкнера почитывает другой герой с не совсем корейским именем Бен (его играет американский актер корейского происхождения Стивен Ян). Главная забота Бена — не скучать, получать все радости. На это у него в отличие от Чжонсу есть все средства: он без определенного вида занятости, богат и в социальной иерархии занимает верхние позиции. Вот и Фицжеральд пришелся кстати, поскольку как будто вскользь упомянутый Гэтсби имеет явное сходство с обаятельным прожигателем жизни. «Они сошлись. Волна и камень...» Их антагонизм усиливает присутствие странной и очаровательной девушки (дебют молодой актрисы Чон Джон–со). Страсти любовного треугольника разыгрываются под сладостно–напряженные мелодии джаза. Мелодраматический каркас постепенно наполняется волнующей энергией триллера. Здесь много вопросов и мало ответов. Очевидное постепенно оборачивается своей противоположностью. Все теряет свой материальный смысл, обретая черты эфемерного, зыбкого, неявного.

Сходство восточных авторов обнаруживает много оммажей классикам западной культуры, среди которых могут быть и Толстой, и Достоевский, и Чехов. У Мураками и Ли Чхан Дона есть главное сходство: познание уникального существования человеческой личности. Личности, раздираемой одиночеством, невписанностью в социальный контекст, внутренним криком, который заставляет больше молчать, чем говорить. При всей сюжетной и эмоциональной плотности этому фильму свойственна особая, медитативная тишина. В визуальной изысканности больше не яркого света, а мерцающего сияния, манящего и беспокойного. Эти как будто изнутри идущие лучи проявляют невидимое, обнаруживая в явном тайное, в видимом — сокровенное, в неуловимом — то настоящее, что имеет отношение к чувствам и состоянию. Режиссер такого мировоззрения создавал свой фильм точно не ради любовной мелодрамы и завораживающего саспенса. «Пылающий» — фильм о разорванных связях между всем и всеми в современной цивилизации, о том, «что люди, столько водя себя и других за нос при помощи слов, наделяют молчание мудростью». А это уже Фолкнер.

lpsm3163@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter