Тайное оружие фюрера

БОЛЬШИНСТВО документов Национального архива Великобритании по известным причинам недоступно широкой публике. Но срок давности хранения секретов рано или поздно истекает... Благодаря крупным грантам, регулярно выделяемым на оцифровку архивных бумаг в рамках проекта Documents Online, сайт Национального архива постоянно пополняется. И время от времени правительство публикует что-то, что вызывает любопытство. В эту категорию попадают не только курьезные записи вроде архива сообщений об НЛО над Великобританией, но и почти все документы, на которых раньше стоял гриф «секретно».

Английская MI5 и Национальный антитеррористический комитет ФСБ России рассекретили новые документы о немецких диверсантах.

БОЛЬШИНСТВО документов Национального архива Великобритании по известным причинам недоступно широкой публике. Но срок давности хранения секретов рано или поздно истекает... Благодаря крупным грантам, регулярно выделяемым на оцифровку архивных бумаг в рамках проекта Documents Online, сайт Национального архива постоянно пополняется. И время от времени правительство публикует что-то, что вызывает любопытство. В эту категорию попадают не только курьезные записи вроде архива сообщений об НЛО над Великобританией, но и почти все документы, на которых раньше стоял гриф «секретно».

Без грифа «секретно»

В АПРЕЛЕ на сайте Национального архива была выложена 26-я порция ранее секретных документов MI5 (Служба безопасности, британское ведомство контрразведки). В этот раз подборки служебных записок и донесений касались методов работы немецких диверсантов в конце Второй мировой войны, инцидентов с немецкими подводными лодками у берегов США, планов нацистов по созданию Четвертого рейха и других интересных историй. Кроме того, в одной из оцифрованных папок оказалось обобщение по деятельности советской разведки в Великобритании с 1935 по 1955 годы.

История высадки группы немецких диверсантов на Восточном побережье США в 1942 году показалась сотрудникам британских спецслужб настолько поучительной, что, судя по служебным пометкам, ее неоднократно пересылали из инстанции в инстанцию с рекомендацией сделать выводы из промахов американских коллег. Новостью как таковой попытка проведения серии диверсий не является уже несколько десятков лет — ФБР в общих чертах давно рассказало об этой операции немецкой диверсионной службы. Еще в 1943 году на основе событий вокруг диверсионной группы был снят фильм под названием «Они пришли взорвать Америку».

Первая группа, состоявшая из четырех немецких агентов, высадилась на Лонг-Айленде 13 июня 1942 года, вторая — в штате Флорида четыре дня спустя. Все восемь диверсантов прибыли на подводных лодках, отправленных с немецкой военно-морской базы во Франции. Арестовали их лишь через две недели, но результатов диверсионная группа за это время не достигла: из 175,2 тысячи долларов, выданных им на расходы, агенты успели потратить всего 612 долларов на повседневные нужды и 260 долларов на взятку.

Подобраться к секретным объектам (в качестве целей были выбраны «узкие места» американской военной промышленности) диверсантам не удалось. Правда, и конкретных инструкций на этот счет они не получили: список предприятий, на которых следовало совершить диверсии, у них был, а вот способ проникновения туда оставался на их усмотрение — от трудоустройства до взлома. В отчетах ФБР операция по поимке агентов представляется как полный успех американских спецслужб, навсегда отбивший у нацистской Германии желание повторять попытки саботажа. Одного агента приговорили к пожизненному заключению, другого — к тридцати годам лишения свободы, остальные шестеро были казнены.

Однако в соответствии с многостраничным докладом MI5 немецких агентов могли поймать еще на берегу, когда они переодевались в заготовленную одежду и закапывали в песок диверсионное оборудование и экипировку (полный список представлен в докладе). Группу мужчин заметили сотрудники береговой охраны. Один из агентов, Джордж Даш, предложил охранникам взятку в 300 долларов, но они не взяли денег и сообщили о происшествии начальству. Поимка агентов, однако, не состоялась. Впоследствии именно Даш связался с руководством ФБР и «сдал» своих коллег. Судя по всему, он с самого начала был нацелен на то, чтобы намеренно провалить операцию. Джордж Даш и был тем самым членом группы, который отделался самым мягким наказанием — 30-летним тюремным заключением.

В том же докладе содержатся крайне занимательные сведения о том, как, собственно, проходила подготовка диверсантов перед отправкой в США. В школе агентов обучали основам химии, приготовлению различных зажигательных смесей, взрывчатки, сбору пусковых устройств и замедляющих механизмов, тайнописи и изготовлению невидимых чернил. Также им объясняли, как выявлять слабые места на тех предприятиях, куда их отправляли. Отдельные занятия были посвящены изучению «легенд», которыми агенты должны были пользоваться в США. Всех участников операции поделили на две группы — пока одна слушала лекции, другая занималась в лаборатории. Высадку на американский берег неоднократно «репетировали» на берегу озера рядом с лагерем диверсантов.

ДРУГАЯ папка содержит доклад, посвященный использованию ядов немецкими диверсантами в период Второй мировой войны. Речь в документах идет как об обычных капсулах с ядом (чаще всего с синильной кислотой), которые агенты носили с собой на случай необходимости самоубийства, так и о способах отравления руководящего состава войск союзников. Большую часть информации британцы получили в ходе допросов группы немецких диверсантов, перехваченных в 1945 году, за несколько месяцев до конца войны. В докладе также приведена переписка агентов с полицией Рейха о том, какие именно вещества следует использовать в качестве ядов и сколько ампул необходимо отправить диверсантам.

Одним из орудий убийства должны были стать таблетки яда, замаскированные под аспирин и помещенные в пузырьки с обезболивающим. Чтобы жертва согласилась принять таблетку, ее надо было угостить специальной сигарой, от которой в течение четверти часа развивалась головная боль. Другим вариантом могло быть использование зажигалки, отравляющей сигарету. В переписке упоминается отравленный шоколад и кофе Nescafe, метиловый спирт в алкогольных напитках, мышьяк в хлебе и выпечке. Как подозревали спецслужбы союзников, немецкие диверсанты планировали использовать также трикрезилфосфат — бесцветную токсичную жидкость. Она входила в состав смазочного масла двигателей самолетов (трикрезилфосфат образует дополнительную защиту металлической поверхности и препятствует износу двигателей) и теоретически при определенных обстоятельствах могла попасть в кабину пилотов. По всей видимости, авторы идеи рассчитывали, что наличие такой версии собьет расследование диверсии с правильного пути.

В переписке немецких токсикологов с руководством обсуждаются и более экзотические варианты: покрытие тарелок и другой посуды тонким слоем ядов и кормление лошадей отравленными цветами. Женщин-агентов предполагалось посылать к высокопоставленным офицерам с начиненными ядом пудреницами.

Надо сказать, что почерк немецких диверсантов узнаваем. Еще в 2005 году MI5 опубликовала другие рассекреченные документы, в которых рассказывалось, каким образом маскировались диверсантское оборудование и экипировка. В перечне фигурировали взрывные устройства, покрытые тонким слоем шоколада. Через семь секунд после того, как шоколад разламывали, бомба детонировала.

СРЕДИ рассекреченных документов оказались также бумаги по делу французского коллаборациониста Оливье Мордреля. На допросе он рассказывал, что в середине апреля 1945 года присутствовал на конференции, где обсуждалась дальнейшая судьба Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Председательствовал на этой конференции некий мужчина в форме СС. Там говорилось о возможности посеять в послевоенной Европе раздор и развязать гражданскую войну с тем, чтобы впоследствии создать на территории Европы Четвертый рейх. В обсуждениях упоминалось, что средства, предназначенные для реализации этих планов, уже выведены в Южную Америку, в частности, в Аргентину.

Планировалось, что агенты, ответственные за сохранность средств, «залягут на дно», а после окончания войны постепенно начнут развивать в европейских странах движения, например, антибольшевистского характера. При этом движения в разных странах должны были действовать независимо, под различными лозунгами, а их лидеры — избегать контактов, по крайней мере, на первых порах, чтобы в развязывании беспорядков не заподозрили спланированную операцию.

Очень редко подобные рассекреченные документы содержат сенсационные факты. Чаще всего из них можно почерпнуть то, что называется «любопытными подробностями». Но именно они заставляют неспециалистов активно интересоваться историческими событиями и стремиться к приобретению более глубоких знаний. В конечном счете, в этом и заключается просветительская цель проектов вроде Documents Online. Архивные бумаги в формате pdf доступны на сайте Национального архива бесплатно — для скачивания не надо даже регистрироваться, достаточно указать адрес электронной почты.

«Вервольф» и ее загадки

ПО МЕРЕ того, как приближался разгром фашистской Германии, Советской Армии приходилось иметь дело с новым противником — секретная организация «Вервольф» пыталась направлять в тыл врага отряды диверсантов во все большем количестве.

Об этом рассказал советник председателя Национального антитеррористического комитета ФСБ историк Андрей Пржездомский, представляя свои новые книги о «фашистском спецназе».

«Еще меньше известно о том, что гитлеровцы перед неминуемым крахом строили многочисленные тайные бункеры и схроны для складирования средств, которые должны были обеспечить ведение тайной войны в течение длительного времени», — заявил исследователь.

«Вервольф» заблаговременно подготовила специальные бункеры для размещения в них не только средств диверсионной борьбы, но и культурных ценностей, награбленных в оккупированных странах Европы, в том числе СССР. К ним относились редкие книги и манускрипты, экспонаты многочисленных музеев, ценные научные приборы, документы, архивы и всяческие раритеты.

«Расчет на то, что нацизм «возродится из пепла», побуждал гитлеровцев надежно прятать свои сокровища в надежде на то, что настанет день, когда их извлекут из тайных убежищ. День этот так и не настал, а значительная часть произведений искусства и других ценностей так и не была обнаружена», — рассказал историк.

В своих книгах Андрей Пржездомский публикует немало материалов из архивов спецслужб, других ведомств, а также частных собраний. Далеко не вся документация, относящаяся к этой тематике, рассекречена. «Есть вещи, которые хранятся за семью замками долгие годы, иногда целую вечность», — признал Пржездомский.

Но все же на основании тех документов, которые ему удалось добыть, писатель смог сделать выводы относительно местонахождения некоторых из этих сокровищ. По его словам, сейчас в исследовательском обороте находятся десятки тысяч документов. Современные компьютерные технологии позволяют обобщить и проанализировать их. Таким образом, будут выявлены самые перспективные места поиска ценностей, и органы власти, объединившись с институтами гражданского общества, приступят к серьезной, системной, целенаправленной работе по розыску сокровищ. Как именно это можно организовать, автор и рассказал в своих книгах.

Например, Пржездомский считает, что Янтарная комната, которую не могут найти со времен Великой Отечественной войны, находится на территории Калининградской области, а точнее, в пределах города Калининграда. Янтарная комната была создана немецкими и датскими мастерами для прусского короля Фридриха I. В начале XVIII века его сын Фридрих-Вильгельм I передал российскому императору Петру I в дар этот шедевр, состоящий из янтарных украшений, панелей и панно. Впоследствии она размещалась в Екатерининском дворце, откуда была вывезена немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны и несколько лет находилась в Королевском замке Кенигсберга (нынешний Калининград). К 300-летию Санкт-Петербурга была восстановлена.

Но оригинал, исчезнувший из Кенигсберга незадолго до его взятия советскими войсками весной 1945 года, бесследно исчез...

Василий КРУЧИНИН

По материалам СМИ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter