Тайное и явное

16 мая в 9 часов утра поездом Львов - Минск N 272 возвратится в Минск - для постоянного хранения в костеле святых Симона и Елены - полномасштабный, выполненный в полной цветовой гамме на льняном полотне образ святой плащаницы Туринской.
16 мая в 9 часов утра поездом Львов - Минск N 272 возвратится в Минск - для постоянного хранения в костеле святых Симона и Елены - полномасштабный, выполненный в полной цветовой гамме на льняном полотне образ святой плащаницы Туринской.

Плащаница - что это?

Евангелие от Марка рассказывает, что Иосиф Аримафейский, один из тайных учеников Христа, сняв Господа с креста, обвил его тело плащаницей. На третий день ученики, войдя в пещеру, где был гроб Спасителя, нашли там лишь "одни пелены лежащия" и плащаницу, сохранившую следы истязаний Христа, а самого Учителя там не обнаружили...

Прошли столетия, но плащаница не исчезла. Она хранилась в Константинополе, откуда во времена крестовых походов была вывезена в Европу. В 1578 году реликвия оказалась в Италии, в городе Турине, по названию которого и получила свое нынешнее название - Туринская.

Не буду утомлять читателей долгими описаниями всех перипетий научных и околонаучных дискуссий, которых было много по поводу плащаницы, скажу только, что в результате комплексных исследований, применив математическую модель, современные ученые получили следующие цифры: вероятность подлинности плащаницы приблизительно равна 100%. Вероятность того, что она выполнена в средние века или позже, приблизительно равна нулю...

Загадки рождают загадки

Главная загадка плащаницы - появление и сохранность на обычном для погребального обряда древних иудеев куске льняного полотна нерукотворного изображения. Термин "нерукотворного" в данном случае не несет в себе некоего мистического смысла. Означает он буквально то, что это изображение, со всей его фантастической точностью и деталировкой, не могло быть сделано руками человека. Вот что пишут об этом исследователи: "Само по себе изображение неяркое, еле заметное, но чрезвычайно детальное, одноцветное, но выдержанное в весьма широком спектре цветовых оттенков - от бледных золотисто-желтых до незаметно переходящих в светло-коричневые разной степени интенсивности и насыщенности... изображение носит точечный, растровый характер. На ткани полотна нет следов грунта, красок, химических реагентов. Микроворсинки на всех нитях ткани не деформированы, что является свидетельством отсутствия механического, химического, включая фотографию, и термического воздействий".

Один из исследователей феномена плащаницы - минский ученый, профессор Михаил Тявловский в ответ на мой вопрос, а не мог ли все-таки кто-либо из не известных нам или, наоборот, очень известных гениальных художников, например Леонардо да Винчи, приложить руку к созданию этого изображения, ответил: "Во-первых, такой художник должен был знать, что такое фотонегатив (изображение на плащанице негативное); во-вторых, он должен был писать кистью длиной в 4,5 метра (именно на таком расстоянии срабатывает оптический эффект плащаницы и изображение становится явным); в-третьих, размер "пикселей", из которых составлено изображение, измеряется долями микрона, следовательно, наносить рисунок он должен был кистью, состоящей из одного волоса, и при непрерывной работе затратить на это 1.427 лет; в-четвертых, изображение тела на плащанице является объемным, голографическим - те части тела, которые были ближе к ткани, выглядят на изображении более темными, насыщенными. Те же, что были дальше, - светлее. Согласитесь, что никакому Леонардо, сколь бы гениален он ни был, выполнить такую работу было не под силу".

Но как же появилось нерукотворное изображение?

Ученые высказывали самые разные гипотезы, но ни одна из них не в состоянии комплексно описать феномен. Подтверждая один фактор, они противоречат другому. Поэтому сегодня абсолютно определенно ученые могут утверждать только одно - освещение для формирования изображения исходило непосредственно от самого тела, завернутого в ткань. Исследователи осторожно заявляют: "При Воскресении произошло выделение не известной сегодняшней науке энергии, которая запечатлела образ на плащанице, не повредив при этом ни самой ткани, ни крови, ее пропитавшей".

Плащаница и ее образ

Так что же мы будем встречать в Минске 16 мая? Естественно, не самое плащаницу, которая хранится в главном алтаре Королевской капеллы кафедрального собора святого Иоанна Крестителя итальянского города Турина, а ее полноразмерное и полноцветное, исполненное на льняной ткани фотографическое изображение.

Предвижу некоторое разочарование читателей: дескать, фотография, что тут особенного... Фотографий можно наделать тысячи...

Замечу - таких фотографий в мире всего семь! На Южном и Северном континентах Америки, в Австралии, в Европе... Один из экземпляров образа святой плащаницы находится в Москве, в Сретенском монастыре, где с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он выставлен для поклонения верующих христиан всех конфессий.

Еще один (еще раз подчеркну - из всего семи!) образ святой плащаницы возвращается к нам, в Минск! Однако почему я говорю "возвращается"? Потому что эта копия святой плащаницы была передана Беларуси и прибыла в Минск 2 мая 2002 года, после чего по просьбе украинских иерархов была временно передана для поклонения христианам Украины. С сентября 2002 года белорусскому образу святой плащаницы поклонились свыше 10 миллионов жителей Киева, Донецка, Одессы, Днепропетровска, Луцка, Ивано-Франковска, Львова. Нынче святая реликвия возвращается после долгих странствий домой, в Минск, на место своего постоянного хранения, в костел святых Симона и Елены.

То, что одна из немногих освященных копий плащаницы была передана в Минск, является несомненным признанием заслуг христиан Беларуси среди верующих во Христа во всем мире, признанием заслуг двух главных белорусских конфессий, православной и католической, в распространении и углублении христианства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter