Тайная экономика

«Неучтенный» бизнес есть в любой стране. Даже в СССР с его жесткой системой планирования около 4 процентов товаров и услуг приходилось на «теневую» экономику. Одни варили джинсы на кухне, другие приторговывали дефицитным товаром…

«Неучтенный» бизнес есть в любой стране. Даже в СССР с его жесткой системой планирования около 4 процентов товаров и услуг приходилось на «теневую» экономику. Одни варили джинсы на кухне, другие приторговывали дефицитным товаром… «Серый» рынок в Беларуси составляет около 15 процентов валового национального продукта.

Это официальная оценка Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Другими словами, каждый шестой рубль в республике зарабатывается неофициально.

Много это или мало? Если говорить о потерях бюджета, то цифра впечатляет. Фактически около 14 триллионов рублей «просочилось» мимо налоговых органов. С другой стороны, 15 процентов «нелегальщины» — один из лучших результатов в Европе. Скажем, в соседней России эта цифра колеблется в районе 40 процентов, приблизительно столько же теневого производства имеют Италия и Греция. Кстати, парадокс: чем южнее страна, тем больше «теневиков». В Африке этот показатель зашкаливает, зато северные европейские страны отличаются законопослушностью. В Финляндии, Швеции, Норвегии и Германии доля нелегального бизнеса всего 10—15 процентов.

Впрочем, на «серость» рынка влияет отношение государства к контролю за соблюдением закона. В нашей республике этим вопросом различные ведомства и структуры плотно занимаются уже несколько лет. Отсюда и положительный результат. Скажем, постепенно исчезают фирмы-«однодневки». В 90-х налоговые органы ежегодно «вычисляли» более 400 лжепредпринимателей, сегодня лишь 50—60. Сейчас особое внимание уделяется нелегальному обороту потребительских товаров.

— Товар – это ахиллесова пята теневого бизнеса, — говорит Василий Каменко, заместитель министра по налогам и сборам Беларуси. – В отличие от денег «серую» партию, скажем, пылесосов или перчаток тяжелее спрятать, транспортировать и так далее. Поэтому последние три года концентрируем усилия на проверке легальности реализуемых товаров. Сегодня в стране формируется законодательство, которое предусматривает конфискацию товаров за экономические нарушения.

Хорошо зарекомендовали себя рейды, которых сотрудники МНС провели более 58 тысяч. Выявили почти 20 тысяч различных нарушений. Санкции по ним – штрафные, конфискация товара и доначисление налогов — составили 39,7 миллиарда рублей.

В прошлом году действенным оказался метод контрольной закупки: новая редакция Общей части Налогового кодекса разрешила налоговым органам их применять. Таких контрольных «мини-операций» провели за прошлый год более 7 тысяч. Выявили 3390 «предпринимателей», которые работали вообще без регистрации. Из них 510 человек промышляли частным извозом. Кстати, в 49 случаях к ним применили суровую меру – конфискацию автомобилей. Всего же за 2005-й налоговики организовали около 119 тысяч различных проверок, в том числе и плановых. К сожалению, почти в каждом втором случае обнаруживались нарушения.

— В большинстве своем это не умышленные нарушения, а ошибки в бухгалтерии или другой документации, — утверждает Василий Каменко. – Вообще, наша задача создать условия, при которых заниматься «серым» бизнесом будет слишком рискованно, а поэтому прибыли не будут оправдывать риск потери товара при конфискации.

Впрочем, как отметил Василий Борисович, сегодня налоговые органы постепенно переходят от карательной системы контроля к предупредительной. В частности, это касается контрабанды. Большой положительный эффект принес Указ № 444, который предусматривает обязательную маркировку ряда товаров. Эти правила уже применяются для пива и моторных масел. И официальный ввоз пенного напитка из России сразу увеличился в 7—8 раз, а импорт смазочных материалов – в 1,5 раза. Сейчас исследуется целесообразность маркировки осетровой икры, чая, кофе, мобильных телефонов, обуви, газированных напитков и некоторых иных товаров. Прозрачная торговля – это дополнительная гарантия качества для потребителя.

Впрочем, откровенный контрафакт для Беларуси уже становится редкостью. По данным сотрудников МВД, встречаются только единичные случаи подделок. Да и те зачастую сбываются не через торговые точки, а с рук – знакомым, соседям, сослуживцам. Так, один минчанин «производил» у себя в квартире коньяк: в фирменные бутылки заливал растворитель и подкрашивал его чайной заваркой. Были факты подделки копченой мойвы в вакуумной упаковке, стиральных порошков, шампуней «Тимотей», которые при ближайшем рассмотрении оказались разбавленным ароматическим жидким мылом. Есть и казусные случаи. Так, одни предприимчивые граждане солили огурцы и фасовали их в банки с наклейками известного польского бренда. Подделка, конечно, но рассол подпольных кулинаров оказался качественнее, чем у иностранных производителей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter