Бесконтрольные дети – главный фактор правонарушений

Тайная жизнь домашних подростков

Суббота. Смеркалось. Фрунзенский район Минска погружался в дрему. И тут на 7-м этаже панельки распахнулись настежь окна, громкая музыка оглушила прохожих. С криками, песнями и улюлюканьем показались силуэты подростков. Волею случая внизу стоял наряд милиции. А с ними в рейде — корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня». Опасаясь, как бы кто не выпал в безудержном кураже, мы направились к подъезду. И затем увидели красноречивую картинку к теме, как сегодня проводят свободное время подростки. Очень поучительную для родителей.

Веселая вечеринка закончилась протоколами. И это не худший вариант развития событий.

Больше не будут?

…9 вечера — время «детское». Веселье было в самом разгаре. В однокомнатной квартире компания из 10 человек отмечала 16-летие Макса. Стол ломился от спиртного. Шампанское, пиво, слабоалкогольные напитки и… чипсы на закуску. Хозяин сабантуя (мама до 23.00 на работе) Илья с самурайским пучком на макушке был очень недоволен тем, что мы их прервали: 

— А че такого? Мы ж в квартире бухаем, а не в общественном месте. У себя дома что хочу, то и делаю! 

— Вас на другой стороне улицы слышно, — заметил сотрудник ИДН и взял айфон парня: — Звоним маме!

— Верните, это мое личное имущество! — еще больше разгорячился подросток.

Пока друзья пытались его унять, сотрудники милиции объяснили очевидное: с такими вечеринками квартира может запросто получить репутацию притона и тогда все службы каждый вечер будут ее проверять. В общем, день рождения закончился протоколами. Вся ответственность легла на плечи 18-летнего Никиты — единственного совершеннолетнего в компании. Штраф от 10 до 30 базовых. «Виноват, — понурил голову лицеист. — Скидывались все, покупал спиртное я». 

— В следующий раз, если продолжишь с ними пить, наказание будет жестче, — преду­предил его инспектор ИДН Сергей Давидчик. — От полугода ареста до 3 лет тюрьмы «за систематическое вовлечение». Услышал?

Неприятным сюрпризом вечеринка стала и для родителей, приехавших за детьми в отделение милиции. 

— Меня за «тяжкие телесные повреждения» не привлекайте потом, хорошо? — злился отец именинника. — Уже сколько раз от него слышал, что больше не будет! Нет, я тоже в его годы был не голубь мира, но из «опорки» меня ни разу не забирали. 

— Это ж надо быть такими бестолковыми, — разводила руками мама. — Ты не понимаешь, чем это аукнется? Еще одна пьянка, и на учет к наркологу, про водительские права забудешь! 

— На лето найти работу тяжело, а в окно орать — пожалуйста! — сердилась мама «самурая». — Я на двух работах разрываюсь, чтобы нужды ни в чем не знал. А ему весело! Сейчас в колледж бумага пойдет — выгонят! Сам подставился, так еще и меня ославил. 

Где флэт, там и вписка

Сегодня типичное времяпрепровождение подростка, которому нечем заняться, — тусоваться на флэтах, квартирах на сутки. В них могут собираться совершенно незнакомые люди, в этом вся интрига. Списываются, сбрасываются и набиваются туда порой по 20 — 40 человек. Найти, где и во сколько проходят такие вечеринки, в социальных сетях не составляет труда — в любом городе есть своя интернет-группа: «Вписки — Минск», «Вписки — Гродно», «Вписки — Витебск». Вот парочка типичных сообщений (орфографию сохраняем): «Сегодня на квартире собераемся, музыка, светомузыка, кальян и выпивка рядом возле немиги:) места ограничены…» «Салют. Есть туса на асаналиева, ищем девочек для компании. Алкоголь имеется, хорошая компания тоже». 

     
Фотоотчеты с вечеринок подростки выкладывают в интернет-сообщества. Эти снимки — одни из самых безобидных.

В сети потом выкладывают унизительные фото вповалку спящих пьяных друзей с комментариями — вписка удалась. А маме-то каждый говорил, что просто переночует у друга… Года три назад по 2 — 3 флэта в месяц в Минске разгоняли. Сейчас подростки стали хитрее: выезжают за город, где ни милиции, ни соседей.

— Мониторим социальные сети и вписываемся в эти тусовки с фейковых аккаунтов, разузнавая, что и где намечается, — рассказывает старший инспектор ИДН Центрального района Денис Абабурко. — Педагоги подключаются. А другой раз подростки сами себя выдают. Скажем, в прошлом году вытянули 16 человек от 14 до 18 лет из съемной квартиры на Немиге. В разных комнатах веселились совершенно незнакомые друг с другом компании. И все бы прошло шито-крыто, если бы не начали бросать бутылки из окна. А в этом году в Новинках флэт на шестерых закончился вызовом милиции, когда подростки стали ругаться с прохожим и кидать в него с балкона окурки, обливать водой. Случается, на таких вписках пропадают телефоны, деньги, украшения. Или кто-то попадает в реанимацию с алкогольным отравлением. Тогда все и выплывает наружу: переписка, видео, кто был, кто пил, кто наливал. 

Когда контроль потерян

В Минске более 800 взрослых в этом году привлекли за вовлечение несовершеннолетних в распитие. Часто малолеткам покупают спиртное абсолютно посторонние люди. Бывает, прямо на кассе и передают, более ушлые — за углом. 

— Охранники некоторых магазинов сами звонят: «Ведем по камерам! Видно, как малые передавали деньги в отделе спиртного», — рассказывает Сергей Давидчик. — И, если кто-то вручает бутылку детям, задерживают его еще до нашего прибытия. В основном это подвыпившие мужички. Кто-то за «чаевые», кто-то — «благородный»: «Так жалко стало!»

Раньше во дворах, парках и скверах пиво лилось рекой, сегодня эту привычку отбили протоколами за «распитие в общественном месте». В рейде с сотрудниками ИДН мы обошли все подворотни — пусто. 
Куда пропала уличная молодежь? А они все в пиццериях, на фуд-кортах, в фастфудах. Скидываются на одну пиццу и сидят с пивом. Или переливают алкоголь в стаканчики от газировки.
Одно из таких излюбленных мест — кафе быстрого питания известного бренда почти на выезде из Минска. Вечером большинство столиков занято подростками. Компании от 3 до 10 человек. На столе один стакан пепси. Сидят в наушниках бок о бок и друг с другом по телефону переписываются: «Пойдем домой». — «Ай, не пойдем». Вай-фай бесплатный, диванчики удобные, напитки безлимитные… За другим столиком компания шумнее: громко матерятся, хохочут и кидают друг в друга скомканными пакетиками от бургеров. В принципе, ничего криминального — встречаются, общаются, в тепле, за столиками. Пока техперсонал не начнет выгонять за то, что семечками заплевали все или когда их развлечения уже за гранью… 

Подходим с участковым инспектором ИДН Дмитрием Нагибовичем к компании ребят. Они его тут же узнают:

— Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!

— Как дела, Гриня? 

— Да 149-ю (умышленное причинение менее тяжких телесных повреждений. — Прим. авт.) уже отмолотил, — ухмыляется восемнадцатилетка, которого, увы, и спецучреждение не исправило.

Участковый не удивлен. Это категория детей, предоставленных самим себе, у которых или родители пьют, или семья неполная. Других интересов, кроме кафе, нет. У некоторых по 2 — 3 протокола за хулиганство, распитие, мелкое хищение. Некоторых отправляли в исправительное учреждение на 1 — 2 года. Но возвращаются и находят «своих». Вопрос: почему малолетки распивают здесь спиртное? Кто продал или кто налил? Это, впрочем, нужно еще доказать. 

— Если малолетние распивают, а взрослые своевременно ретируются, то привлечь к ответственности порой некого и не за что, — замечает инспектор Нагибович. — Остается только вызывать родителей, чтобы растащили за уши. А тем, бывает, не дозвониться. Недавно по краже велосипеда пришли в семью, где двое правонарушителей — мальчишки 9 — 11 лет. Сами на улице допоздна. Старший брат с работы пьяный пришел. Мама в ночной смене. Мы ее так и не дождались…
Бесконтрольные дети — основной фактор правонарушений. Только за 8 месяцев этого года более 1.000 родителей в Минске привлекли к ответственности за то, что их отпрыски гуляли сами по себе после 23.00. И ведь не с тренировки ехали. 
В час ночи (в последние выходные перед школой) с гремящей Зыбицкой милиция забрала шестерых малолеток 13 — 15 лет. «Рассвет встречали», «загулялись» — объясняли. А ведь это возраст самоутверждения, самый опасный, по мнению психологов. Гормоны диктуют поведение, волевой контроль еще не сформирован. Но мамы-папы только растерянно пожимали плечами: им дети правду не говорят…

***

«Чем занимаетесь в свободное время?» — отвлекаю девчонок 12 и 15 лет от их телефонов. «Дома сижу», «во дворе гуляю», «в «Галерее» по магазинам ходим». Торговые центры — это вообще магнит для современных подростков. Безлимитный интернет, зоны отдыха. Слоняются бесцельно по бутикам, брызгаются пробниками духов, делают фотосессии в примерочных, в лифтах, на эскалаторах, в паркингах. Владельцы торговых центров не очень-то рады такой популярности у молодежи. Мол, лучше бы они спортивные объекты так оккупировали. Куда там! Бегают по эскалаторам против движения, могут и на полу разлечься, опять же по туалетам алкоголь распивают, курят, плюют. На замечания огрызаются, матерятся... Выгонят их из «Галереи» — идут с пивом в подъезды, дворы, подворотни ближайших домов по улице Обойной. И тогда уже местные жители звонят в милицию. Лет 6 назад, вспоминают инспектора, когда на этом месте было общежитие БГУ, такой концентрации молодежи не было. А сегодня сюда в рейды направляют инспекторов из всех районов, потому что дети, благополучные и не очень, находятся тут. 

Подростки нулевых убивали свое время на ночных дискотеках и в компьютерных клубах. Нынешнее поколение — дети интернета, живут в соцсетях и готовы на все ради подписчиков, лайков. У них свой язык — эмоджи и гифок. И весь сценарий жизни вообще‑то в открытом доступе. Почему же мамы с папами не в курсе? 

kucherova@sb.by

P.S. Как оградить подросшее чадо от вписок? Понятно, что не запретами. Время, когда родители командовали, прошло. В беседах на равных покажите последствия таких вечеринок. Предложите альтернативу бесцельным хождениям по торговым центрам. Проводите время вместе. Слушайте его музыку, станьте ему другом, чтобы он шел к вам не только за деньгами, но и за советом.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter