Тайна «золотого поезда»

ЭТА ИСТОРИЯ началась в самом конце Второй мировой войны в Будапеште, а заканчивалась уже в наши дни в Вашингтоне. Речь идет о таинственном исчезновении «золотого поезда» с ценностями, изъятыми отступающими из Венгрии фашистами в венгерских банках и у венгерских евреев, отправленных ими в концлагеря.

Грабили всё и все

Германские войска оккупировали территорию «союзной» Венгрии за один день. В ночь на 18 марта 1944 года 11 немецких дивизий вошли на венгерскую территорию и за 12 часов по плану «Маргарет-1» заняли всю страну. Узнав, что правительство Хорти стало искать контакты с союзниками по антигитлеровской коалиции для выхода из войны, Гитлер решил не церемониться с венграми. Стратегическое положение Венгрии на подходах к Германии заставляло его торопиться. Начиная с этого дня и вплоть до освобождения Советской Армией в начале апреля 1945 года власть в Венгрии фактически перешла к немцам. В стране начинается «окончательное решение еврейского вопроса». Специально для этой цели в Будапешт прибывает зондеркоманда под руководством оберштурмбанфюрера СС Адольфа Эйхмана.

Немцы настаивали на ускорении депортаций. С мая по июль 1944 года 430 тысяч венгерских евреев были отправлены в Освенцим и другие концлагеря, где большинство из них было уничтожено.

Осенью 1944 года, когда всем уже стало понятно, что война проиграна, территорию Венгрии стали покидать эшелоны не только с депортируемыми евреями, но и с награбленным добром. Грабили, в том числе немецкие и венгерские штурмовики, все и вся. О масштабах «золотой лихорадки» в конце войны говорят такие цифры. Только в конце марта 1945 года по приказу Эйхмана из страны было вывезено 110 ящиков золота в слитках общим весом 55 центнеров и 8 ящиков с бриллиантами. Грабеж не обошел стороной ни золотого запаса Венгрии, ни королевских регалий святого Иштвана, принявшего христианскую веру. Будапешту потом понадобилось более 30 лет, чтобы добиться возвращения королевских регалий из США, куда они после окончания войны попали из бронированных сейфов Рейхсбанка.

«Золотой эшелон» начал формироваться еще в октябре-ноябре 1944 года. Семьдесят семь вагонов из 80 были загружены в Будапеште, позднее к ним добавилось еще три вагона из городов Шопрон, Дьер и Сомбатхей, что на границе с Австрией. В декабре, когда фронт вплотную подошел к венгерской столице, эшелон двинулся в сторону Германии по маршруту Веспрем—Фертебоз—Вена—Зальцбург. О содержимом 80 вагонов на сегодняшний момент известно следующее: 29 тонн — это венгерский золотой запас, ценности музеев, включая картины Венгерской национальной галереи, — 42 вагона из 80.

За внешне непонятными действиями американских оккупационных властей просматривалась большая политика.

Остальные 38 вагонов, как сегодня установлено, были забиты драгоценностями жителей гетто, большая часть из которых к тому времени уже погибла в концлагерях. По разным источникам, здесь находилось как минимум 10 больших ящиков с золотом в слитках по 45—50 килограммов каждый, один стокилограммовый ящик с золотыми монетами и 18 ящиков с золотыми украшениями. По количеству серебра «золотой поезд» превзошел все известные до того конвои в Германию — 1560 ящиков! Но и это еще не все: 1180 картин старых мастеров, среди которых были работы Рембрандта и Рейсдаля, ценнейшие коллекции почтовых марок и фарфора, меха, 3000 ковров ручной работы, редкие по тем временам фотоаппараты и граммофоны...

Детальная опись содержимого «золотого поезда» была уничтожена начальником конвоя жандармским полковником Арпадом Толди с тем, чтобы никто не смог установить его происхождение.

Но за последние годы исследователям все-таки удалось установить подробный маршрут и хронику движения «золотого эшелона». Оказалось, что после отправки из Будапешта в начале ноября 44-го и до конца марта 45-го года поезд с сокровищами еще находился в Венгрии, в городке Бреннербанья, на границе с Австрией.

Тем временем, освободив Будапешт в феврале 1945-го, Красная Армия стремительно приближалась к австрийской границе. В конце марта советские передовые части подошли к Бреннербанья, и начальник поезда Ласло Авар 30 марта отдал приказ пересечь австрийскую границу. Предварительно начальник конвоя Толди распорядился перегрузить 52 ящика с ценностями на грузовики и во главе этого «разведывательного» конвоя тоже двинулся в Австрию.

Позже уже на австрийской территории, в Хопфгартене, полковник Толди еще раз попытался отщипнуть от состава часть «золотого пирога», но начальник поезда этому воспротивился. До 11 мая, пока «золотой эшелон» блуждал по Австрии, его охране не раз пришлось отбивать попытки поживиться добром со стороны беглых венгерских и германских солдат. За это время состав успел проехать всего 160 километров, пока на третий день после окончания войны не попал в руки американцев.

«Трофеи» генерала Коллинза

Американцы наткнулись на «золотой эшелон» случайно. Они обнаружили состав в туннеле Тауэрн, вблизи местечка Бекштайн, недалеко от Зальцбурга. Отбуксировав эшелон в Верфен, они затем охраняли его вместе с венгерским конвоем до 19 июля. Впоследствии венгерская команда была снята, и «трофейный» поезд поступил в полное распоряжение американцев. Впрочем, если быть точным, не со всеми сокровищами. Что случилось с грузовиками начальника конвоя Толди?

Это отдельная детективная история. Как выяснилось, ловкий начальник со своей долей награбленного пытался скрыться в Швейцарии. Однако по дороге его конвой грузовиков попал под бомбежку и рассеялся. Пока он собирал своих людей, многие дороги в Швейцарию оказались перекрыты. В местечке Фельдкирхен Толди передает шесть ящиков с драгоценностями двум офицерам СС: те обещали ему помочь пробраться в Цюрих, но вскоре бесследно исчезли вместе с ящиками. Попав во французский сектор оккупации, Толди понял, что с оставшимися ящиками ему далеко не уйти, и спрятал их в горах. Но и это не помогло. Попав во французский плен, венгерский жандарм, видимо, в итоге обменял свои ящики с золотом и бриллиантами на свободу. В пользу такого предположения говорит и тот факт, что французы так и не выдали Толди ни венгерским, ни американским властям, объявившим его военным преступником. По некоторым сведениям, выкупив свою свободу, предприимчивый начальник конвоя поступил на службу во французский Иностранный легион.

По количеству серебра «золотой поезд» превзошел все известные до того конвои в Германию — 1560 ящиков.

Львиная доля из награбленного в Венгрии, однако, досталась американцам. Часть ее, та, которая вывозилась из банков и музеев, то есть государственная собственность, надо сказать, вскоре вернулась на родину. К концу 1947 года тремя частями уже из Германии в Венгрию был доставлен золотой запас Нацбанка и Торгового банка, собрание золотых монет государственного Монетного двора, картины Национальной галереи, ценные экспонаты Исторического и других музеев. Не вернулись только сокровища, конфискованные у обитателей гетто. Те самые 38 вагонов...

Возможно, со временем вернулись бы и они. Но в 1948 году командующий американской оккупационной зоной в Австрии генерал Марк Кларк отказался возвращать оставшиеся в Австрии вагоны в Венгрию, ссылаясь на то, что происхождение содержимого оставшихся вагонов невозможно доказать. Вместо этого американцы передают 1181 картину из «золотого эшелона» австрийским властям, а те, в свою очередь, объявляют их компенсацией за послевоенную национализацию австрийской собственности в Венгрии. Где сейчас находятся эти картины, неизвестно.

За внешне непонятными действиями американских оккупационных властей просматривалась большая политика. В 1947 году, когда коммунисты начинают доминировать в Венгрии, отношения между Будапештом и Вашингтоном заметно ухудшаются. По воспоминаниям тогдашнего главного уполномоченного миссии по возвращению собственности Шандора Хана, отношения с США особенно испортились после отставки премьер-министра Ференца Надя в мае 1947 года. Вскоре грянула холодная война. Венгрия к тому времени постепенно оказалась в сфере влияния Москвы, и у американцев совсем отпало желание что-либо кому-то возвращать. В начале 1949 года Будапешт уведомили, что «оставшиеся в Германии венгерские авуары переданы на хранение немецким властям»...

Первый процесс против американского государства по этому делу был возбужден в Майами в 2001 году группой венгерских эмигрантов, переживших Холокост, и родственников жертв.

На самом деле, как выяснила специальная сенатская комиссия, созданная для расследования этого дела еще при Клинтоне, американские генералы были в курсе, чье золото и чьи бриллианты хранились в тяжелых ящиках «золотого эшелона».

Обнаруженные сенатской комиссией документы свидетельствуют, что процесс растащиловки ценностей возглавили пять генералов — коллег Кларка. Особо выделялся командир 42-й дивизии «Радуга» генерал-лейтенант Гарри Коллинз. Женившись на австрийке, расторопный тыловик приватизировал со склада «трофеев» восемь ценных картин, пять ковров, столовый сервиз на 45 персон, 12 серебряных подсвечников и аж 60 махровых халатов. Со временем вилла этого «махрового» генерала стала напоминать солидный музей, и, судя по всему, от него не отставали и другие коллеги.

Где-то к середине 50-х годов американские генералы и солдаты, можно сказать, завершили процесс «охраны» сокровищ «золотого эшелона». К тому времени со складов в Австрии исчезли последние вещи. Часть, видно, для отвода глаз продали на аукционах в Нью-Йорке в июне 1948 года. Часть списали на кражи, которых зарегистрировали аж 18! Ни законные владельцы, пережившие Холокост, ни их наследники в итоге не получили ни цента из того, что у них отобрали. Хотя попыток вернуть награбленное было немало.

Процесс о 40 миллиардах

Лишь в конце XX века, после скандальных разоблачений в прессе, когда даже сенатская комиссия признала ответственность американской стороны за исчезновение ценностей венгерских жертв Холокоста, появилась хоть какая-то юридическая основа для компенсации оставшимся в живых и родственникам погибших. Первый процесс против американского государства по этому делу был возбужден в Майами в 2001 году группой венгерских эмигрантов, переживших Холокост, и родственников жертв. Группа опытных юристов под руководством вице-президента вашингтонского Музея Холокоста Марка Талисмана стала добиваться от вашингтонской администрации выплаты компенсации всем жертвам, причастным к истории «золотого эшелона». В марте 2004 года городской совет Нью-Йорка поддержал требования истцов и призвал американскую администрацию как можно скорее произвести компенсацию родственникам тех, кто погиб в немецких концлагерях.

Параллельно с этим в 2001 году немецкий адвокат из Дюссельдорфа Петер Вольц объявил о начале еще одного процесса против американского государства. Он обвинил США в пособничестве нацистам, заявляя, что определенные американские круги, вопреки указаниям президента Рузвельта, не разрешали бомбить железные дороги, ведущие в Освенцим, и тем самым косвенно способствовали нацистским преступлениям, включая ограбление «золотого эшелона». Сумма иска Вольца к США, который поддержали вице-президент Международного освенцимского комитета Курт Гольдштейн и член Союза узников нацизма Петер Гингольд, — весьма внушительная: 40 миллиардов долларов..

. Под давлением общественности в октябре 2005-го правительство США впервые наконец-то признало, что американские военные участвовали в расхищении «золотого поезда», и заявило, что сожалеет о недостойном поведении своих военнослужащих. Тогда же было заявлено, что администрация США ищет пути возмещения нанесенного ущерба тем жертвам Холокоста, кто еще жив и входит в категорию «нуждающихся лиц».

В конце концов, пару лет назад американские власти все-таки решили выплатить оставшимся в живых венгерским жертвам Холокоста всего 25,5 миллиона долларов компенсации, но и то не наличными деньгами, а в виде льгот в медицинском обеспечении, оплате жилья и каких-то налоговых послаблений. По условиям, выдвинутым американцами, получатель такой социальной помощи должен родиться до 8 мая 1945 года и проживать на территории Венгрии хотя бы кратковременно в период между 1939-м и 1945 годами, а, кроме того, действительно нуждаться в такой помощи. Другими словами, надо еще доказать, что ты беден. Вот так закончилась история «золотого поезда» из Будапешта.

ИТАР-ТАСС
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?