Выстрел на берегу

Тайна желтого портфеля

Все началось со звонка моему давнему приятелю и соседу Михайловичу. Его агроусадьба находится в километре от моего рыбацкого домика в нашем хуторском поселке, где я провожу лето после выхода на пенсию. Оба мы любим рыбачить, но занимаемся этим в разные поры года. Я редко сознательно выхожу на лед, а Михайлович, наоборот, все лето занимается гостями своей агроусадьбы, и попутно отмечу, имеет неплохое подспорье к пенсии. Зато зимой он отрывается, как говорится, по полной.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Вот и сейчас, когда я позвонил поздравить приятеля с Рождеством, он доставал из воды очередного подлещика. 

— Активно клюет уже с утра, и не мелочь какая-нибудь, — восхищенно произнес он. — Приезжай, — добавил, — не пожалеешь.

В новогодние дни от безделья и хорошего питания я что-то заскучал, и чтобы не упасть окончательно в объятия хандры, решил совершить поездку к себе на усадьбу. Позвонил соседу и смотрителю моего имения Павлу, чтобы он протопил к моему приезду печь, и стал собираться в дорогу.

Позади остался один райцентр Витебщины, второй, третий… Вот и то огромное поле, на котором росла кукуруза… Убрали весь урожай, молодцы. Я налил себе в стаканчик кофе и вышел из машины. Частенько здесь останавливаюсь в неблизком пути к местам, где сейчас провожу свои лучшие летние дни. Но нынче пусть и легкая, не такая, как в пору моей юности, но все же зима. Залюбовался свежей полосой вчерашнего снега и поймал на вытянутую руку группу снежинок. Они весело таяли на ладони. Надо ехать дальше, в эту пору сумерки приходят быстро и неожиданно.

Павел постарался, хорошо протопил мою деревянную хату. Успел даже приготовить мне на ужин свои знаменитые цепеллины. Сказал, что особых новостей нет. Ну разве что к бабушке Елизавете приехал внук Леня. Так он здесь уже, по словам Лизы, вторую неделю бездельничает. Говорит, что работал где-то на нефтяной вышке далеко в России, а сейчас у него большой отпуск. Хочет навестить свою бывшую жену Настю, живущую с сыном, которого не видел уже лет десять, в райцентре. Сказал, что готовит какой-то подарок им обоим. Однако в райцентр Леня так еще и не съездил, чего-то или кого-то ждет.

Ни я, ни Павел еще не знали, что именно вокруг этой, казалось бы, малозначительной новости, развернутся самые громкие события, случившиеся здесь за последнее время.

Назавтра утром я надел свой тулуп, валенки с галошами — на дворе началась оттепель, и пошел на лед. Он выглядел еще вполне крепким, и рыбалка обещала быть безопасной. 

Не глядя на оттепель, ветер с Балтики быстро морозил пальцы. Метрах в двухстах от меня кто-то еще рыбачил. На берегу стояла его машина. После выпитого кофе у меня вдруг проснулся зверский аппетит, я решил сходить в дом и чем-нибудь подкрепиться. Нарезал себе хлеба и сала, с удовольствием съел этот прекрасный бутерброд. Тогда и услышал удививший меня выстрел. Неужели охотники появились так близко от нас, на берегу?

Когда подошел к озеру, заметил, что автомобиль того рыбака, который находился недалеко от меня, стоит на месте. Но кто тогда был в машине, быстро удалявшейся в сторону большой лесной дороги? И что делали здесь те, кто был в машине?

Почуяв неладное, я пошел к месту, где рыбачил другой мужчина. На льду его не было видно, зато вскоре я обнаружил незнакомца на земле у машины. Он был жив, но струйки крови уже заметно пропитали белый снег. 

— Я знал, что они меня найдут, — тихо проговорил мужчина.

— Если знал, то почему не прятался от них? — с горькой ноткой в голосе спросил я.

— Да ладно, я все равно не жилец на этом свете, — таким же спокойным и тихим голосом продолжил раненый. — Жаль только, Кольку своего так и не успел увидеть. Попросите бабушку Лизу поскорее перепрятать мой желтый портфель, а потом пусть передаст его Насте. Они с сыном поймут, что надо с ним делать.

Я вызвал милицию и «скорую». Обе команды приехали довольно быстро. Леонида (а это был он) увезли в больницу. Внук бабушки Лизы успел назвать номер машины, на которой уехали его обидчики, и сотрудники милиции тут же объявили план «Перехват», надеясь, что злоумышленникам не удастся вырваться из кольца, которым окружили всю ближайшую местность.

Я решил пока ничего никому не говорить о желтом портфеле, чтобы чем-то лишним не навредить Леониду, если он выживет. Мне было жаль этого еще молодого человека, не успевшего вернуться к семье. Все, однако, пошло по другому руслу.

Поздно вечером позвонил Виктор Сергеевич, руководивший группой по расследованию этих преступлений, и сообщил, что Леонид умер. Хирург, делавший ему операцию, сказал, что из-за большой опухоли онкологического характера организм раненого на берегу человека не выдержал. Также следователь сообщил, что задержать по горячим следам преступников, устроивших расправу на зимнем берегу, не удалось. Судя по всему, они находятся в райцентре. И тогда я понял, что мне следует раскрыть свои карты. Я рассказал Виктору Сергеевичу о том, что услышал от бабушки Елизаветы. Оказывается, накануне внук, словно предчувствуя беду, попросил ее спрятать портфель где-нибудь в очень укромном месте. Та, конечно же, успела заглянуть внутрь. По ее признанию, там была какая-то старинная икона и пачка денег в иностранной валюте. Сама Лиза поняла по подслушанному разговору, что кто-то должен приехать к внуку в четверг, чтобы забрать товар. В день, когда мы разговаривали, была среда, и на хутор бабушки Елизаветы отправилась группа оперативников, чтобы устроить засаду. 

В четверг утром я все-таки съездил в райцентр на похороны Леонида. Проститься с мужчиной пришло на удивление много людей. Были и бывшие одноклассники, и парни, игравшие с ним когда-то в одной футбольной команде. Подробностей произошедшего никто не знал, и слухи ходили разные. Я же надеялся увидеть на похоронах кого-нибудь из убийц внука бабушки Елизаветы. Но никого подозрительного не заметил.

Затем, ближе к вечеру, к хутору Лизы подъехал черный джип с затемненными стеклами. Из него вышел мужчина в черной шляпе и солнечных очках. Он приветливо поздоровался и спросил, где он может увидеть Леонида. Здесь незнакомца и задержали. Он сказал, что приехал купить еще одну икону, и достал из своей сумки в знак доказательства еще одну пачку денег. Сказал, что он лишь покупатель, и к убийству не имеет никакого отношения. Он же рассказал оперативникам, где, скорее всего, могут находиться затаившиеся преступники. Их, как говорится, тепленькими задержали, когда те парились в бане родственника одного из них на глухом хуторе.

Для меня теперь становилась ясной вся картина происшествия. Леонид ни при каких обстоятельствах не соглашался возвращать желтый портфель со всем его содержимым. Завязалась драка, и кто-то из опасных гостей выстрелил. Позже они наверняка пришли бы с «обыском» в хату бабушки Лизы. Не успели.

Позже из материалов дела я узнал, как ценная икона оказалась у Леонида и как вышли на его след злоумышленники. Впрочем, это уже не меняет дело.

На рыбалку я все же попал и вытащил пару килограммов рыбы, которую всю отдал Павлу. Усаживаясь в свой внедорожник, еще раз оглядел усадьбу. Как же красиво здесь зимой! Подумал, что сейчас, когда мне уже некуда торопиться, можно приезжать чаще. Может быть, эта зимняя сказка вернет мне страницы из детства, подарит силы, которые помогут преодолеть все невзгоды.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter