Тайна «Трех крестов»

На северо–западе современной Беларуси проходили самые ожесточенные бои Первой мировой войны, которую долго называли империалистической. Трагическое напоминание о тех событиях — замок в Крево.
На северо–западе современной Беларуси проходили самые ожесточенные бои Первой мировой войны, которую долго называли империалистической. Трагическое напоминание о тех событиях — замок в Крево. В малую замковую башню вмурованы бетонные плиты и железная арматура. Семьсот лет назад так не строили. Это — остатки немецкого дота.

Летом 1917–го началась наступательная операция русских войск в районе Сморгони. К месту прорыва было стянуто почти 800 орудий различного калибра. На позиции под Крево через Мурманск и Владивосток доставили с английских и американских заводов пушки с дальностью стрельбы более 20 километров. Командовал операцией впоследствии ставший знаменитым Деникин. Наступление, правда, провалилось. Кревский замок стал символом военных разрушений...

Самый мирный военный памятник Первой мировой находится у деревянного Троицкого костела начала XIX века в деревне Данюшево того же Сморгонского района. В войну здесь был оборудован госпиталь, подле которого немцы установили скульптуру Божьей Матери на высоком постаменте из камня и бетона. Посвятили монумент «памяти славных своих товарищей». Через какое-то время оккупанты покинули Данюшево, а Дева Мария осталась. Недавно ее сняли с постамента, чтобы отреставрировать.

Памятник неподалеку от деревни Старые Войковичи (Барановичский район), пожалуй, единственный в своем роде. Местные жители называют его «Три креста» — на постаменте возвышается орел с тремя наклоненными в разные стороны крестами. Они, говорят местные жители, напоминают о жертвах, понесенных в той войне немцами, русскими и местным населением — белорусами и поляками. Бои здесь проходили в начале 1916 года и получили название Барановичской операции. Российские войска собрали тогда для прорыва фронта почти 320 тысяч человек, а потеряли 80 тысяч убитыми и ранеными, в то время как немцы — 13 тысяч.

— Эти монументы, а их десятки по всей Беларуси, — не только напоминание о событиях 90–летней давности, — говорит Вячеслав Чернатов, исследователь белорусского зодчества. — Это еще и памятники культуры, архитектуры. Даже в немецких монументах отобразились местные белорусские традиции, а в некоторых — столь популярные в ту пору экспрессионизм и кубизм. Камень–валун в сочетании с бетонными вставками и арочными нишами создавал неповторимые образы, а мальтийские кресты, германские орлы и львы, которыми украшены многие памятники, в белорусском природном и архитектурном окружении уже не воспринимаются как вражеские символы, а только как знаки скорби.

Только сейчас отечественные историки начинают основательно подступать к теме Первой мировой войны, «незаслуженно забытой», как они ее между собой именуют. О Второй мировой в нашей стране написано более десяти тысяч работ, о Первой не без труда отыщутся лишь единичные публикации.

Пробел пытаются восполнить музейщики. В Национальном музее истории и культуры Беларуси проходит фотовыставка «Через 90 лет и линию фронта». Фотограф Владимир Богданов и сотрудники музея (в частности, исследователь дореволюционной белорусской фотографии Надежда Савченко) представили старые карточки и современные снимки с мест сражений, солдатских кладбищ. Следов событий военных лет сохранилось немало. И на земле, и на бумаге.

По словам полковника Виктора Шумского, возглавляющего управление Министерства обороны по увековечению памяти защитников Отечества, только в Гродненской области существовало более трехсот кладбищ времен Первой мировой войны. В Российском военно–историческом архиве хранятся полные списки захороненных здесь воинов.

На могилах сохранившихся кладбищ преобладают польские надписи, независимо от того, похоронен под плитой австрийский, немецкий или русский солдат. Так как земли, которые оказались по немецкую сторону фронта, до 1939 года входили в состав Польши, она и взяла на себя заботу об увековечении памяти погибших. Принимал в этом участие и Международный Красный Крест. Надпись на русском и немецком языках на стеле, сооруженной в 1936 году на военном кладбище в деревне Невель Пинского района, гласит: «Друзья и враги смертью соединенны».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter