Тайна старого чердака

Случайная находка напомнила забытую историю
Случайная находка напомнила забытую историю

Роман Иосифович Остромецкий прибирался на чердаке своего дома по улице Красноармейской в Кобрине. В полумраке не смог рассмотреть, что за камень попался под руку. Когда вынес на свет, не поверил своим глазам... та самая скульптура — рыжий грустный мальчик. Уже лет пятьдесят как он не стоит на старой тумбочке. Так неожиданно Бальбина напомнила о себе и будто снова вернулась в город.

– В 1905–м ее привезли к Станиславе Витковской, учительнице, которая жила по соседству с моими родителями, — говорит Остромецкий.

Осиротевшая трехлетняя дочь дальних родственников заменила одинокой учительнице семью. Станислава первая заметила, с каким азартом девочка с утра до вечера лепит из глины, причем не простейшие фигурки, а даже людей. Окончив местную школу, она уехала учиться в гимназию в Брест. Однажды вернувшись на каникулы, увидела все свои произведения аккуратно расставленными в самой просторной комнате. В эту галерею, с любовью устроенную Станиславой, зрители приходили до самой войны.

...Большой дом со старыми ставнями сохранился до сих пор. После войны в нем сделали коммуналку, поселив сразу шесть семей военных. Все эти люди были приезжими, они почти ничего не знали о прежних хозяевах, но еще несколько лет в подвале и на чердаке находили куски разбитых фигур.

После гимназии Бальбина окончила Краковскую художественную академию и вернулась в Кобрин. Первым делом она приспособила небольшую баньку в пристройке под мастерскую, где пропадала целыми днями. И сегодня на заброшенном старом кладбище города находят фигурки скорбящих ангелов и молодых девушек. Старожилы утверждают, что их делала Бальбина.

В 1932 году она изваяла бюст Тадеуша Костюшко. Этой самой известной ее скульптуре суждено было проделать длинный путь сквозь бремя славы и забвения. Сначала его водрузили на высокий гранитный постамент в городе. Тот, на котором в 1912 году в память 100–летия победы над Наполеоном возвышался двуглавый бронзовый орел. Больше 10 лет, в том числе всю Великую Отечественную войну, простоял мятежный революционер на этом пьедестале, а после Победы его убрали в подсобку местного музея, водрузив на постамент другого орла, на этот раз одноглавого. Из кобринских фондов бюст повстанца отправили в Брестский областной музей. И только в 1988 году он нашел свое последнее пристанище в родовом имении Костюшко, деревне Сехновичи Жабинковского района, где и стоит на постаменте у входа в местную школу по сей день. Любопытно, в начале года в канун дня рождения Тадеуша Костюшко бывший посол США в Беларуси Джордж Крол похвастался журналистам, что в посольстве в 2005 году появился памятник легендарному освободителю — первый на территории Беларуси. Все–таки не первый.

Ее мужем стал местный помещик Ивон Видацкий, семья которого была самой знаменитой в городе. В это время Бальбине поступало много заказов из близлежащих музеев на портреты композиторов, писателей, исторических деятелей. Неизвестно, кто именно вывез работы Свитич–Видацкой в Италию, только, оценив их, мастеру даже назначили стипендию. В 1941 году ее композиция «Полешучка с ребенком» была представлена на выставке в Москве. Сейчас эта скульптура находится в музее им. Юзефа Пилсудского в Польше. Говорят, портреты Свитич–Видацкой не просто отличались удивительным сходством с персонажами, но и передавали их внутренний мир.

— Мой отец помогал грузить на машину «Полешучку с ребенком», когда работу увозили на выставку в Москву, — вспоминает Роман Иосифович.

— В 1940 году пани Баля преподавала рисование в нашей гимназии, но относились к ней все не просто как к учителю, а, отдавая должное ее таланту, даже называли «пани профессор», — рассказывает Павел Дмитриевич Гилевич. — Мы все бывали на ее выставках. Часто видели прогуливающимися вместе Бальбину с Ивоном и дочками. Лвита и Карина тогда были совсем маленькими — лет 4 — 5.

В 1944 году Видацкие переехали в Польшу. На прощание Бальбина дарила соседям свои работы, словно хотела оставить в этом городе частичку себя.

— Бюст мальчика Бальбина отдала моей сестре Гале, — вспоминает Остромецкий.

Говорят, его звали Стефан Ясинский. Жил он в этом доме с начала 1930–х до войны. По одной из версий, это был внебрачный сын служанки Станиславы Витковской, по другой — такой же дальний родственник, как и Бальбина. Больше жители улицы Красноармейской ничего не знали о мальчике, печальные глаза которого заставили их вспомнить события почти семидесятилетней давности. Бюст маленького Стефана передали в районный музей.

...Вступив в Союз польских скульпторов, Бальбина Свитич–Видацкая занималась творчеством до последних дней. Она ваяла серии фольклорных героев и незабываемые образы полешуков — все, что было мило сердцу. В 1972 году скульптор умерла. Сегодня в Ольштынском университете Бальбине Свитич–Видацкой открыта мемориальная доска, спроектировала которую художница доктор Лвита Видацкая.

Тамара ЗЕНИНА, «СБ».

Нина МАРЧУК, краевед.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter