В деревне Оберовщина Каменецкого района обнаружили захоронение времен Великой Отечественной войны

Тайна сельской окраины

В деревне Оберовщина Каменецкого района обнаружили захоронение времен Великой Отечественной войны. На останки четырех человек наткнулись работники «Белтелекома», которые восстанавливали телефонную связь. На место прибыла следственно-оперативная группа и специалисты Государственного комитета судебных экспертиз. В Каменецкий район отправился и корреспондент «Р», чтобы выяснить, как на деревенской окраине появилось воинское захоронение и кто обрел здесь последнее пристанище. 

Братская могила в Волковичах.

На залитой солнцем улице Первомайской кипит обычная сельская жизнь. Детвора гоняет на великах по щербатому асфальту, на грядках копошатся огородники, козы равнодушно жуют траву. Местный житель Александр триммером косит растительность у забора. О том, что на Первомайской обнаружили воинское захоронение, он, конечно же, слышал:

— Да, вот здесь, прямо напротив, раскопали. Хозяева дома решили починить забор и во время работ перебили телефонный кабель. Приехали сотрудники «Белтелекома», чтобы восстановить связь, копнули глубже и обнаружили человеческие останки. Кто здесь был похоронен, вам вряд ли скажут — на нашей улице живут в основном приезжие, а старожилов не осталось.   

Дом, хозяева которого перебили телефонный кабель, на замке. Соседи о найденном захоронении знают немного: «Вроде останки красноармейцев». 

Возможно, наши ветераны что-то расскажут о тех событиях.

Ветеран Михаил ЛЯЩУК.

То, что связисты наткнулись на останки именно советских воинов, подтверждают находки на месте захоронения. Сотрудники следственно-оперативной группы и Госкомитета судебных экспертиз обнаружили в земле личные вещи погибших: коробок спичек, металлический предмет, похожий на пряжку от поясного ремня, фрагмент портмоне с 20-копеечной монетой 1935 года выпуска, фрагменты перочинного ножа и обуви с частью подковы на каблуке. И еще две опасные бритвы, на одной из которых сохранились инициалы «С.Г.».

Еду в деревню Волковичи. Здесь живет ветеран Великой Отечественной Михаил Лящук. Дедушку застал дома. Говорить ветерану тяжело — одышка донимает. Рассказал, что призвали его в армию в августе 1944 года. Шесть лет он провел в войсках. Довелось повоевать в Польше, Венгрии, Чехо­словакии. Награжден медалью «За освобождение Праги». 

— Помню, когда немцев прогнали, собирали по полям тела наших солдат. Много их было. Лежали прямо на земле, прикрытые шинелями. Хоронили в Волковичах. А про захоронение в Оберовщине я ничего не слышал.

На плитах у братской могилы в Волковичах — 140 имен и фамилий. Здесь покоятся солдаты Красной армии, погибшие летом 1944 года при освобождении Беларуси. Судя по датам, практически все они были убиты в течение двух дней — 27 и 28 июля. Видно, что о захоронении заботятся. Здесь идеальный порядок.   

На месте захоронения в Оберовщине.

С помощью председателя Рясненского сельсовета Валерия Бедули мне все же удалось отыскать свидетеля страшных событий, которые происходили на сельской окраине летом 1944 года. 

В годы войны участок земли, где обнаружили останки, принадлежал семье Галины Ивановой. Сразу после школы она уехала из родной деревни и уже много лет живет в Бресте. Но события того летнего дня помнит до мелочей:

— Мне было шесть лет. Возле нашего дома я заметила странную гору, накрытую брезентом. Рядом стояли несколько человек. Я рассказала об увиденном маме. Она вышла на улицу, а вернувшись, строго-настрого запретила выходить из дома. Позже мы узнали, что под брезентом лежали тела примерно 70 советских солдат. Их похоронили в четырех могилах, а в пятой — двух девушек. Отец одной из них позже перезахоронил дочь на сельском кладбище. Над солдатскими могилами установили знаки и сделали какие-то надписи химическим карандашом. Читать я еще не умела. А лет 10 спустя этих солдат с воинскими почестями перезахоронили в деревне Волковичи. Видимо, тогда во время раскопок в земле нашли останки не всех погибших воинов.

Методист по охране историко-культурного наследия Каменецкого райисполкома Ирина Резничук подтвердила: во время освобождения Беларуси в районе Оберовщины шли ожесточенные бои, погибло много красноармейцев. Районные власти инициировали проведение полноценных раскопок:

— Мы направили письмо в 52-й отдельный поисковый батальон с просьбой приехать и отработать это место. Быть может, в земле остались останки других солдат. Возможно, удастся найти что-то еще из личных вещей погибших. После того как раскопки будут завершены, мы планируем перезахоронить останки военнопленных в братской могиле в деревне Волковичи. Таким образом, в этой истории будет поставлена точка.


В архиве Военно-мемориального центра Вооруженных сил России братская могила в Волковичах значится под номером 3374-217. Судя по документу, здесь в 1957 году были перезахоронены солдаты, погибшие на территории бывшего Волковичского сельсовета. Ширина могилы — шесть метров, длина — восемь. На четырех страницах машинописного текста учетной карточки — 140 имен и фамилий. Среди них есть два бойца, кому могла принадлежать бритва с инициалами «С.Г.».

Под номером 30 в списке значится Гульков Семен Сидорович. Он родился в 1904 году в деревне Залежье Краснопольского района Могилевской области. Был убит 27 июля 1944 года, похоронен в д. Оберовщина. В графе «Имя, отчество и фамилия жены или родителей» написано: родственников нет.

Возможным владельцем бритвы был и капитан Георгий Кириллович Смирнов из Семеновского района Горьковской области. Он был на шесть лет младше Гулькова, также погиб 27 июля 1944 года и также был похоронен в Оберовщине. В учетной карточке сказано, что этих бойцов в 1957 году перезахоронили в Волковичах. Однако, судя по всему, останки одного из них совершенно случайно нашли связисты только сейчас, весной 2016 года… 

p.losich@gmail.com

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter