Могилу создателя белорусского театра Игната Буйницкого отыскал Владимир Короткевич

Тайна пропавшей свитки

«Але што гэта я?
Ёсць святло i ценi.
Гэта вечна.
I вечны няроўны бой,
I таму сэрцам плачу, устаю на каленi
Перад ранняй, святою магiлай тваёй.
Яснай месячнай ноччу цi днём журботным
Свецiць дальнiм нашчадкам яна, як маяк,
I таму, чым мужней, неразумней, самотней,
Тым ясней, тым велiчней слава твая».

Строки из стихотворения Владимира Короткевича звучат впечатляюще и почти трагически. Ничего удивительного: забытую могилу героя, которому посвящено стихотворение, пришлось найти самому Короткевичу в компании с профессором Владимиром Нефедом. Они же организовали перезахоронение в более престижном месте, на площади местечка Прозороки. Именно оно связано с рождением белорусского профессионального театра и его создателем Игнатом Буйницким.


Игнат Буйницкий

Танцующий землемер


Интересно читать доперестроечные искусствоведческие статьи. Каким бы ни был продвинутым автор, всегда пытался «оправдать» героев своих исследований за «панское» происхождение и, не дай Первомай, владение «эксплуататорским имуществом». Так и в текстах об Игнате Буйницком не забывали подчеркивать, что хоть и шляхетского происхождения, и владел родовым имением Полевачи, но демократ! «Буйнiцкi быў «панок», праўда, невялiкага панства — меў пад трыццаць гектараў незайздроснай зямлi, — расставлял акценты Рыгор Семашкевич. — Яго зяць пiсаў, што Буйнiцкi, «маючы дваццаць гадоў, дастаў ад свайго бацькi кавалачак зямлi–балота i сваёй няўтомнай працай, працуючы ўласнымi рукамi, хутка давёў гэты няўжытак да цвiтучага стану».

Но, разумеется, мужиком Буйницкий не был. Получил образование землемера то ли в Риге, то ли в Вильно. Работа «каморнiка» дала возможность странствовать по деревням, зарисовывать орнаменты, записывать песни. С должности землемера — еще плюс к карме демократа — Буйницкий был вынужден уйти потому, что, меряя землю помещицы, отрезал кусок пашни в пользу крестьян.

Был Игнат из тех святых чудаков, которые посвящают жизнь национальной культуре. Факт, что ему пришлось расстаться с родовым имением, потому как растратился на свои театральные занятия. Кто мог поверить, что в обычной деревне можно создать такое? Из домашнего кружка получился любительский театр, а затем «такi адзiн з беларускай гутаркай, з бедным рэпертуарам» осмелился выйти на профессиональную сцену.

Представления шли регулярно. Обычно в трех отделениях: в первом играли небольшую пьесу, во втором пели и декламировали, в третьем танцевали. Основа труппы — семья: три дочери, Ванда, Алена и Людмила, да сам Буйницкий. Привлекались и соседи–крестьяне. Буйницкий платил артистам из народа щедро, по рублю в день. Это вдвое больше, чем те получали бы, нанявшись на косьбу, и в четыре раза больше, чем платили жнеям. Один из таких артистов, Иван Голер, вспоминал: «Iгнат Буйнiцкi быў сярэдняга росту, чорнавалосы, з сiвымi скронямi. Танцаваў заўсёды «з сэрцам». Акцёрам танцы паказваў сам, музыкам мелодыi таксама напяваў сам. Займаўся з трупай стала i ўзiмку, i ўлетку». Любимый танец Буйницкого назывался «Александра».

Свитка_b.jpg
Труппа Буйницкого. Фото wikiwand.com

Странствующие артисты


«Пан каморнiк! Куды?
Каму гэта трэба?
Што звычайным хлопам гэтых краёў,
Iм, якiя жывуць без iмя i неба, —
Тыя песнi твае, тое слова тваё?!
Што iм тая забытая дзiўная вера?
Лепш бы ты, як раней, межаваў палi
I стараўся даць iм — судом i мерай —
Хоць валоку якую панскай зямлi.
Што iм iхнi лес,
Вялiкi й суровы?
Што iм, — мо ўжо адкажаш нарэшце ты, —
Да загнанай, забiтай, задушанай мовы,
iх вялiкасць першы вандроўны артыст?..»

Конечно, такой альтруизм редко находит понимание, даже в семье. Первая жена Буйницкого Франтишка разделяла увлечение мужа, дочки были воспитаны единомышленницами. А вот когда он овдовел и женился снова, вторая жена увлечением супруга, унесшим большую часть имущества, возмущалась. Наконец не выдержала, заявила: «Сдурел пан Игнат, я не могу смотреть на те мужицкие танцы!» Подхватила маленькую дочь Евгению и уехала к родне в Могилев.

А первый белорусский театр продолжался. Поездки в Санкт–Петербург, Минск, Вильно, Варшаву стали историей и триумфом. После выступления на Первом белорусском вечере в Вильно газета писала: «Публiка проста адурэла, усе бясконца крычалi: «Брава, бiс!» Па 3 — 4 разы прыйшлося танцаваць адзiн танец. Танцоры, хлопцы i дзяўчаты, пад кiраўнiцтвам Буйнiцкага падабралiся такiя, што аж сцэна грымела ад залiхвацкага тупату i ў вачах мiльгацела, як танцавалi «Лявонiху», «Мяцелiцу» або калi дзесяць прыгожа апранутых пар завiвалiся даўгiм хвастом у «Вераб’i».

Благодаря присутствию на таком представлении Янка Купала создал бессмертную «Павлинку». Звездой труппы Буйницкого была Владка Станкевичанка, наполовину француженка, «душа вiленскай беларускай сябрыны». Владка, «дзяўчына, кветка–лiлея», станет женой Янки Купалы. Благодаря Буйницкому польский композитор Людомир Раговский написал музыку на слова стихотворения Янки Купалы. «Калi паднялася занавеска i велiчна загрымелi словы песнi Янкi Купалы «А хто там iдзе ў агромнiстай такой грамадзе? — Беларусы!», уся набiтая паўнюсенькая заля ўстала», — вспоминал Алесь Бурбис.


С дочерьми. Фото Сергея Голесника

Конспирологическая труппа


Играть на белорусском языке, демонстрировать национальную культуру — это было смело. И в труппу приходили люди храбрые. Рыгор Семашкевич описывает так: «Iдуць з Буйнiцкiм, з яго дочкамi i зяцем па пыльнай летняй дарозе за падводамi. Артысты — дзяўчаты i хлопцы — дзе пад’едуць, дзе i пройдуцца... Але падводы рыпяць нездарма. Што там тыя згрызоты з начальствам, цёмнымi шляхцюкамi, калi просты люд i за дзясяткi вёрст дабiраецца да мястэчкаў, каб паглядзець на свой тэатр. Дзеля гэтага варта вандраваць па пыльных дарогах, iсцi за падводамi, як iдуць цяпер Цётка i Бурбiс. Зрэшты, мала хто нават у трупе ведае, хто яны i што. Артысты. Цётка хаваецца пад псеўданiмам Крапiвiха, Бурбiс выступае пад прозвiшчам Алексеенка».

Крапивиха, Тётка, она же Алоиза Пашкевич, и Алесь Бурбис были известными революционерами. Бурбис отсидел три года в Минском остроге за организацию «картофельных забастовок» батраков на Новогрудчине. Он с блеском играл характерные роли, например, Странника в инсценировке рассказа Элизы Ожешко «Зимним вечером».

Белорусских пьес катастрофически не хватало, приходилось «обелорушивать» другие. Например, в переводе пьесы украинца Кропивницкого «Пашылiся ў дурнi» меняли Киев на Вильно, Чигирино — на Сморгонь. В труппе участвовала дружная семья Родзевичей — Чеслав, Ядвига и Леопольд. Вскоре Леопольд в свои 17 лет отослал в «Нашу нiву» первую пьесу — «Блуднiкi», так его пьесы пополнили репертуар первого белорусского театра.

Смерть в танце


Преследования цензуры, содержание труппы за свой счет... «Крамольный» театр в 1913 году пришлось закрыть. К тому времени у Буйницкого остался во владении только дом, земля ушла в оплату «мужыцкiх скокаў».

Игнат Буйницкий умер 22 сентября 1917 года, в 56 лет. На Первой мировой — его мобилизовали в интендантские войска. Существует две версии смерти Игната. Одну приводит Рыгор Семашкевич: «Паводле ўспамiнаў Iвана Голера, калi Буйнiцкi пайшоў на вайну, ён у Палачанах арганiзаваў вечарыну, стаў танцаваць. У час танца ў яго пайшла горлам кроў». Другая версия — умер от тифа в госпитале. Однако документов об этом пока не найдено. Конечно, версия о смерти во время танца красива... Голер вспоминал слова Буйницкого: «Я ад танцаў i памру». «Досыць размоў! Мае хлопцы–малойцы i дзяўчаты–прыгажунi застаялiся, скокаў зачакалiся!» — привычно «зажигал» публику дядька Игнат. Инсульт? Сердце не выдержало? Кто теперь знает...

Свитка_1_b.jpg
Реконструкция костюмов артистов Игната Буйницкого из музея Прозорокской средней школы
 Фото предоставлено Прозорокской средней школой


Буйницкого похоронили на солдатском кладбище возле деревни Полочаны на Молодечненщине. Семья вернула его на родину. «Антон Луцкевiч ва ўспамiнах пiша, што калi дочкi Ванда i Гэля прывезлi астанкi бацькi ў 1918 годзе ў Палевачы на цягнiку, каб пахаваць яго ў трох соснах, як гэтага хацеў сам дзядзька Iгнат, то на станцыю не прыйшоў нi адзiн жыхар. Магчыма, час тады быў такi, цьмяны».

Рыгор Семашкевич уже не увидит тех сосен. «Старыя забытыя могiлкi за чыгункай. Надмагiльны курганок Буйнiцкага паглынула зямля. Толькi адна чэзлая асiна шумiць над магiлай». После перезахоронения праха Буйницкого на площади в Прозороках там установили памятник работы народного скульптора Ивана Миско.

Пропавшая свитка, недостроенный музей


Была идея и восстановить усадьбу Буйницкого в Палевачах, устроить там музей. Много раз брались — так и недостроили. Затем пытались продать долгострой. Эх, нет у людей организаторских способностей Буйницкого! Сегодняшний Купаловский театр происходит от труппы Белорусского драматического театра, тот, в свою очередь, основан на базе Первого товарищества белорусской драмы и комедии. А создавал товарищество Буйницкий! Приезжал в Минск уже в военной форме. И артисты его труппы долго блистали на подмостках.

На протяжении многих лет в театре существовал артефакт — свитка Буйницкого, в которой он выступал. Ее передавали актеру, лучше всех исполнявшему роли, которые играл сам Игнат. Увы, и свитка пропала.

«I гарэць той славе, нятленнай, шырокай,
Да апошнiх, бязведамных нашых вякоў
За адну тваю спробу замест валокi
Мову людзям вярнуць i зямлю бацькоў».

Справка «СБ»

Учителями и местными жителями в Прозороках был создан школьный музей Игната Буйницкого, где имеются предметы, которыми пользовался сам белорусский актер и режиссер — его рабочий стол и книги.

rubleuskaja@list.ru

Советская Белоруссия № 157 (25039). Среда, 17 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter