Тайна пропавшего мехкорпуса

О солдатах, оборонявших могилевские рубежи в далеком сорок первом, директор школы Олег Пусков говорит так, будто расстался с ними вчера. Не запинаясь, вспоминает имена и фамилии погибших, их короткие биографии и военные подвиги. За четверть века поисковой работы вместе со своими учениками он установил имена сотен людей, считавшихся без вести пропавшими. А потом нашел и родственников, которые теперь знают, где похоронены их отцы, деды и прадеды. Эта работа не прекращается по сей день. Точку в расследовании событий Великой Отечественной, уверен Олег Владимирович, мы поставим еще не скоро. И шестьдесят с лишним лет спустя многие страницы той страшной войны остаются непрочитанными.

Ее раскрыли поисковики Романовичской СШ Могилевского района

О солдатах, оборонявших могилевские рубежи в далеком сорок первом, директор школы Олег Пусков говорит так, будто расстался с ними вчера. Не запинаясь, вспоминает имена и фамилии погибших, их короткие биографии и военные подвиги. За четверть века поисковой работы вместе со своими учениками он установил имена сотен людей, считавшихся без вести пропавшими. А потом нашел и родственников, которые теперь знают, где похоронены их отцы, деды и прадеды. Эта работа не прекращается по сей день. Точку в расследовании событий Великой Отечественной, уверен Олег Владимирович, мы поставим еще не скоро. И шестьдесят с лишним лет спустя многие страницы той страшной войны остаются непрочитанными.

«Привет» из сорок первого

— Она далась нам немалой кровью, как когда-то утверждала официальная теория, — с полной уверенностью говорит Пусков.

На это у него — свое право. Чего стоит одно только открытие существования 20 механизированного корпуса, который наравне со знаменитой 172 романовской дивизией больше двух десятков дней противостоял немецким войскам на подступах к Могилеву. Потери они понесли на равных, а от славы мехкорпус не получил даже крохи. Да что там слава — до 2004 года о судьбе самого подразделения ничего не было известно!

Потому найденный школьниками сейф в лесу был сродни разорвавшейся бомбе. Проржавевший так, что было непонятно, с какой стороны дверца, со сбившимися в грязный мокрый клубок бумагами — только лягушек не хватало! — он стал для поисковиков настоящим сокровищем. Подняли наверх один, оказалось — в земле под ним еще два железных ящика. Нежданный звонок из далекого прошлого, сухие строчки строгих отчетов, за которыми — человеческие судьбы, жесткая хроника первых дней войны. А может, и просто желание не погибнуть безвестными, напомнить: а мы ведь были!

— Документы я почти два месяца разбирал: подсушивал бумажный ком под настольной лампой, расслаивал по листику, — вспоминает Олег Владимирович. — Если они начинали крошиться — промокал влажным полотенцем. И вновь брался за иголку.

Но прочитанное даже для него — историка, поисковика, краеведа — стало откровением. «Двадцатый мехкорпус был сформирован в Борисове за два месяца до войны. Они воевали без матчасти, неукомплектованность была страшнейшая: не хватало среднего командного состава, младших офицеров. О чем, кстати, командиры не стеснялись указывать в донесениях высшему командованию в Москву. На его судьбе можно проследить судьбу всей Советской Армии. Не верьте новомодным «исследователям», утверждающим, будто Советский Союз готовился к войне заранее. Среди документов сохранилась телеграмма об объявлении мобилизации. Датирована 23 июня 1941 года», — поделился Пусков.

Но самая объемная часть архива — это, конечно же, набранные на пишущей машинке списки бойцов: всего 164 фамилии. В самом длинном из них — перечень погибших.

Список безвозвратных потерь

Именно так обозначен он в почерневших от времени листках бумаги. По месту рождения солдат, большинству из которых было немногим за двадцать, впору изучать географию Советского Союза. Калининская область и Дагестан, Ленинград и Сталинградский район, Мордовия и Алтайский край, Киев и Чита. Трактористам и механикам-водителям пришлось забыть о своих мирных профессиях и взять в руки автоматы. Которых, кстати, тоже не хватало. Бойцы двадцатого мехкорпуса вооружались как могли.

Некоторые из фамилий погибших Пусков нашел в Книгах Памяти — там они числились без вести пропавшими. Как рассказали нашедшиеся родственники, по крайней мере троим из них, несмотря ни на что, все-таки удалось выжить. Но мирная жизнь была порой испытанием не менее тяжким, чем война.

— Вот вам судьба Василия Филипповича Колесникова из Ростовской области. По документам он числился погибшим. А его дети сообщили, что на самом деле под Чаусами отец попал в плен, прошел 5 концентрационных лагерей. Только представьте себе: к моменту освобождения его американцами Василий Филиппович, взрослый мужчина, весил всего 33 килограмма! — рассказал Олег Владимирович. — Дальше его ждала Колыма.

А недавно на адрес Романовичской школы пришло письмо из Северной Осетии — от дочери Тимофея Хаджиметовича Хасцаева. Женщина рассказала, что отца фашисты захватили в плен под Могилевом. Командир 24 мотоциклетного полка еще в 1936 году был удостоен ордена Красной Звезды, но дома после освобождения ему также грозил концлагерь. Спасло только знакомство с генералом Иссой Плиевым, который волевым решением устроил судьбу боевого друга.

О поисковой работе директор не забывает даже в отпуске. Однажды с семьей отдыхал на реке Березине в поселке Свислочь Бобруйского района. Увидел братскую могилу, сфотографировал. «А зачем, — признался, — и сам не понял». Все стало на свои места, когда на днях получил послание от одной женщины из Бендер — дочери Федора Федоровича Хабарова. «Она обращалась на передачу «Жди меня», в архивы. Но никто не мог сообщить, где же похоронен близкий ей человек. По официальным данным, след Хабарова оборвался 26 июля сорок первого под Минском», — поделился Пусков.

Оказалось, что фотокамера наряду с другими выхватила и эту фамилию. А братская могила в Свислочи — единственное место, где официально похоронены солдаты двадцатого мехкорпуса.

Награды ищут героев

Не менее волнующие документы — о представлении к наградам, которые так и не были получены.

— Когда мы узнали, что один из таких героев — Александр Терентьевич Дрейчук — не погиб, жил в деревне Лоск Воложинского района, радости не было предела! — Олег Владимирович и сейчас волнуется, пересказывая эту историю пятилетней давности. — За то, что он не раз спасал под ураганным обстрелом командира батальона, храбро руководил взводом носильщиков во время боя, он должен был получить орден Красной Звезды. Саму награду советского образца вручить уже было нельзя — нет страны, нет и ордена. Но после наших настойчивых просьб Минобороны направило Дрейчуку приветственный адрес. К счастью, успели это сделать еще при жизни ветерана.

Благодаря скрупулезности бойцов и настойчивости поисковиков не стерлись во времени и другие героические поступки солдат Великой Отечественной. И теперь не только у романовичских учеников  другое видение истории, которую можно «пощупать», почувствовать, и за простой фамилией из общего списка увидеть целую жизнь. Никто не уходит равнодушным из школьного музея, где один из главных стендов — единственный в СНГ! — приоткрывает занавес тайны последних дней двадцатого мехкорпуса.

А сотрудничество с немецкой стороной помогает узнать о первых днях войны и другую точку зрения.

— Недавно получили копии документов о 78 немецкой стрелковой дивизии, которая стояла под Благовичами Чаусского района. Они пишут, что бои были такими напряженными, что  немецкие солдаты вынуждены были вызывать огонь на себя и гибли вместе с русскими. А в одной из схваток, когда красноармейцы держали оборону в садовых плантациях поселка Буйничи, фашисты отступили, так и не увидев противника. Спрятавшись в глубоких окопах, советские солдаты подчистую «косили» врага.

Благодаря за доброе дело, руку Пускову и его помощникам жал Юрий Лужков, свои благодарности прислали мэры Тбилиси, Киева, представители власти Чечни и многих регионов России. Это все, конечно, радует. Но еще большее счастье, говорит Олег Владимирович, когда очередное имя солдата Великой Отечественной восстает из небытия и занимает достойную строку на странице нашей истории.

Светлана МАРКОВА, «БН»

НА СНИМКЕ: Олег ПУСКОВ: «Война — это самая страшная из трагедий».

Фото Ирины САВОСИНОЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter