Тайна личной коллекции

В Минск возвращаются архивы великих людей.
В Минск возвращаются архивы великих людей

...Все "гербовые" бумаги с солидными печатями и завитушками дорогих автографов он аккуратно уложил стопочкой. Даст Бог, не отберут на границе! В конце концов, это же не ставшие запретными при советской власти царские червонцы. А всего лишь фамильный архив, дорогой лично ему.

Кто же он, увозящий свои документы из отчего дома? Да кто угодно: прошлый век-ураган был очень немилостив к людям. Разбросанных по свету уроженцев земли белорусской слишком много - и архивы их также стали космополитами. И лишь долгие годы спустя личные коллекции наших именитых земляков стали возвращаться на родину. Порой прямо в бандеролях и посылках.

Волнующая тема личных архивов великих людей стала главной на прошедших недавно II архивных чтениях, организованных Белорусским государственным архивом-музеем литературы и искусства аккурат накануне Дня архивиста. В гости к столичным коллегам прибыли хранители прошлого из других городов и даже московские специалисты. Ведь есть в нашей истории "пограничные" фигуры, равно интересные всем соседским народам. Например, граф Николай Петрович Румянцев, которого жители белорусского Гомеля совсем не лихом поминают, а добрым словом. Копаясь в документальном собрании графа, ведущий научный сотрудник Института славяноведения Российской академии наук Ю.Лабынцев обнаружил документы и по своей личной родословной. Такие вот бывают государственно-личные открытия. О том, как не потерять уже нынче важную составляющую родной истории - личные архивы великих людей, - и говорили архивисты. Ведь, к счастью, все же есть у нас чем хвастаться: и кинофотопленки редкие имеются, и дивные коллекции открыток и фотографий, и авторские рукописи, которые, по уверению романтиков, не горят, и бесценные автографы, и переписка наших... Монополистом по части личных архивов является архив-музей литературы и искусства, где, по традиции, концентрировались хранящие муки литературного и музыкального творчества оригиналы, но есть подобные сокровища и в Национальном архиве Беларуси, архиве научно-технической документации, региональных хранилищах. Так повелось: наследники великих хоть и опасливо, и с осторожностью, однако же передают бесценные реликвии на государственное хранение. Благо знающие цену таким документам отечественные архивисты ведут с правопреемниками коллекций постоянные переговоры. И сегодня уже, как сказал историк Виталий Скалабан, в Беларусь вернулся архив К.Мазурова - пусть пока еще не полный, зато хранящий сделанные рукой самого Кирилла Трофимовича записи бесед с П.Пономаренко. И пусть пока документы самого Пантелеймона Пономаренко еще в Москве, архивисты не теряют надежды договориться и пустить документальные свидетельства очевидца в работу, а значит, для общественного ознакомления. А на очереди еще бумаги Патоличева, также обещающие исследователям немало интересного...

А знаете, в чем прелесть работы со старыми документами? В том, что каждый исследователь, если он только неравнодушен к прошлому своей страны, находит в них то, что до него не обнаружили другие. Есть такой феномен: история буквально со всеми любознательными готова поделиться своими тайнами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter