Взять Крест — жить, как Христос, любить, как Христос, верить в людей и бескорыстно служить Добру

Тайна Креста

Много лет я задавался вопросом: что же чертил на песке Христос, когда к Нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии? Мне все время казалось, что это были слова, непременно слова, какая-то сокровенная мудрость, которую так бездарно упустили и ученики, и летописцы. Один старый священник сказал мне, что Христос чертил на песке ответ Бога людям на все их вопросы. “Что же это за ответ?” — “Знамение Креста!” — “Крест — ответ Бога”.

Крест — самое убедительное свидетельство Любви и Человеколюбия. Крест — откровение о Боге-Любви. Крест — свидетельство о смирении Бога.

“Но откуда мне знать, что Бог есть любовь? С чего вдруг вы поверили, что Богу вообще есть до нас дело?” — “Посмотри на Крест! Бог дал Себя убить, чтобы спасти человека!”

Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5:8).

Христос распинался перед теми и за тех, кто плевал Ему в лицо, зверски избивал и своей клеветой и ложью привел к казни. Христос распинался за тех, кто остался скучать во дворце, малодушно умыв руки, и за тех, кто предал Его на смерть или просто сбежал от испуга и неожиданно для себя отрекся при свидетелях у Него на глазах. Христос распинался за тех, кто даже не заметил ни Его служения, ни Его смерти, ни Его воскресения, и за тех, кто продолжает жить так, будто никогда не было Креста и Воскресения.

Тайна Креста открывается не всем, не каждому дается это напряженное созерцание крестной тайны мира. Но о том, что важно для каждого, говорит Евангелие:

Кто не берет креста и следует за Мной, тот не достоин Меня (Мф. 10:38).

Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14:27).

Вот это звучит по-настоящему больно! Не беру свой крест, значит, не ученик, не христианин, не Христов! А что значит “взять свой крест”?

Взять Крест — пойти против природы, которая отовсюду кричит, что мы должны пожирать друг друга, что человеку естественно рваться вперед, не озираясь на трупы поверженных врагов. Взять Крест — жить, как Христос, любить, как Христос, верить в людей и бескорыстно служить Добру. Взять Крест — облечься во Христа так, чтобы Его чувства стали моими, Его любовь к людям стала моей, Его доброта раскрылась в моей жизни.

Крест — это бескорыстная любовь к людям! За такую любовь мстят! Такое не прощают! И не только люди! Но любить людей очень трудно! Мы читаем о том, как вели себя жители Иерусалима во время казни Христа, и думаем: “Господи! Перед кем Ты распинался!”

Тише! Посмотрите вокруг! Боже мой, да не обязательно вокруг, — посмотрите в зеркало! Нас повсюду окружают кресты — Христос продолжает распинаться — за нас распинаться, праздных созерцателей, уже привыкших к этому откровению любви.

Христос перед нами распинается! Перед нами и ради нас! И что нам на это ответить? И кто в состоянии на это ответить? Только тот, кто берет свой крест и идет за Христом. А это значит, вопреки самым сильным свидетельствам о том, что мир лежит во зле, а люди — мелкие и подлые животные, которые предадут, обесчестят, растопчут при первой же возможности, — вопреки всему этому, с последним крестным юродством, с безумием Креста продолжать свидетельствовать о любви и доброте как единственном естественном состоянии человека и мира, как о замысле Божием о творении.

Это люди придумали Освенцим, это они строили лагеря в Сибири, морили голодом нищих в Бенгалии, рубили руки рабам в Конго, травили индейцев в Америке, мучили детей в Беслане. И много зверств совершается по сей день под прикрытием ночи и изящной болтовни.

И все же мир стоит на любви и доброте, хотя всякому, кто станет апостолом Доброты, придется взойти на Крест. В этом трагедия нашего мира. Праведнику не миновать Креста! Добро обязательно будет распято! Поэтому так больно смотреть на Крест. Поэтому так быстро заволакивает нашу память забвение о Кресте, и чтобы напомнить себе о Его правде, нам приходится так часто и настойчиво напоминать себе об этом знамении победы.

Архимандрит Савва Мажуко
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter