Борисовы валуны на старинных открытках и фотографиях

Тайна больших камней

В конце деревни на возвышенности лежал огромный камень. Когда местная ребятня устраивала вблизи от него шумные игры, старики предупреждали, что излишнее веселье может накликать сильную грозу, и дети старались многовековой валун не сердить. Вечером бабушка рассказывала предания о целительной силе камней и о том, как они могут мыслить, общаться между собой и даже с окружающим миром.

Река Двина у Полоцка. Начало ХХ века

Голоса прошлого

Сколько валунов из дохристианских времен есть на белорусской земле?.. Они лежат на перекрестках дорог, возле водных переправ, на местах битв, у храмов, въездов в деревни и города. Бывают без надписей, а есть и с именами. Например, Змеиный камень, Адамов камень, Великий камень. Известны два рядом находящихся почитаемых камня — Демьян и Марья. Есть валуны под названием Гусь и Баран, Туры, Каменные валы. Множество легенд таят в себе камни любви, камни, обладающие целительной силой, и камни, под которыми закопаны клады.

Борисов камень в реке Двина возле Полоцка. Конец XIX века.

Преданиями окутаны Борисовы камни. Над загадками их возникновения до сих пор спорят исследователи. Валунов было множество. Имя свое они получили благодаря полоцкому князю Борису.
В народе их называли еще Борис-Хлебник, Писаник, Борис-Глеб. Что же заставило сына Всеслава Чародея расставить на территории княжества эти громадные камни с надписями и крестами?
Первое сохранившееся упоминание о Борисовых камнях встречается в «Хронике Литовской и Жемойтской» XVI века. Там говорится: «Каждый найдет камень в Двине высокий, от Дисны места миля, а от Полоцка семь миль, между Двиною и Дисною, на низ порогов едучи, на котором камени есть крест и того князя Бориса под ним надпись: «Вспоможи, Господи, раба своего Бориса…»

Река Двина у Дисны. Начало ХХ века

Один из самых древних Борисовых камней в наши дни можно увидеть на территории Верхнего замка в Полоцке. Его подняли из Западной Двины в 1981 году. С той поры памятник эпиграфики XII века стал ближе к людям. На нем можно рассмотреть шестиконечный крест и надпись: «ХС. Ника. ГИ (Господи) помози рабу своему Борiсу». Камень по размеру огромен. В окружности восемь метров, в высоту полтора метра. Весит семьдесят тонн.

Борисов камень в Высоком Городце. Литография. Конец XIX века.

Немы уста камней, но не души

Местные жители рассказывают легенду о том, как засушливым летом 1128 года несколько странников пробирались сквозь пущу к границам Полоцкого княжества. Время было неспокойное. Голод и мор охватили землю. Летописец тогда зафиксировал: снег лежал до лета, половодье было большим, «а на осень уби мороз вершь всю и озимице и бысть голод...» Люди питались корой деревьев и мхом, моля Господа простить им грехи. Великая скорбь охватила Полоцкую землю. Странники вышли к реке. Рядом с берегом на мелководье выступал из воды огромный камень. Люди долго молились. Затем старший из них подошел к камню, взяв инструмент, прикоснулся к серой поверхности валуна и прошептал: «Господи, помози рабу своему Борису».

Борисов камень у Дисны. Литография. Конец XIX века.

Но есть и другая версия происхождения камней. Люди с приходом на эти земли христианства не переставали поклоняться языческим каменным идолам, тем самым прогневали Бога. Случился голод. Чтобы спасти народ от смерти, по приказу князя на валунах были вырезаны христианские кресты и надписи с просьбой о защите и помощи. Спустя века они стали визитной карточкой Борисовских камней.

Один из этих памятников с надписью «Сулиборь хръсть» был вытащен из реки. В 1888 году увезен в Москву и теперь находится в музее-заповеднике «Коломенское».

Память в граните

Историк Е. Р. Романов в очерке «Древние лапидарные памятники Западно-Русского края» («Записки Северо-Западного отделения Императорского русского географического общества», 1911 г.) разделял Борисовы камни на два вида. Одни представляли собой плоские массивы, на верхней площади которых иссечены кресты, а по краям — надписи. Таких камней исследователь насчитал два. Оба находились в Могилевской губернии. Остальные камни более мелкого типа. Надписи на них были сделаны по бокам вертикального стержня креста.

«Четыре валуна этого рода находятся в Витебской губернии и два — в пределах Виленской», — отмечал исследователь. Из камней Могилевской губернии один найден в 1816 году. Он был размещен в деревне Дятловка Оршанского уезда при дороге из древнего Друцка в Оршу и имеет следующую надпись в две строки вокруг камня:

«…помози рабу своему Василию в крещении именем Рогволоду».

Борисов камень, перевезенный в московский археологический музей. Литография. Конец XIX века.

Рогволод-Василий Борисович был полоцким князем до 1160 года, но после неудачного похода на Минск лишился Полоцкого княжества в Друцке. Е. Романов пишет: «Во время пребывания и «доспенъ крестъ сий». Над этим камнем в 1807 году была сооружена Борисоглебская церковь, но ее уничтожили французы в 1812 году. Вместо нее в 1830-х годах соорудили другую».

Другой камень, но более древний, был найден 25 апреля 1886 года в пределах Сенненского уезда. Историю валуна исследователь описывает так: «Во время собрания материалов к изданию «Бълорускаго Сборника» узнал, что в селе Высокий Городец находится камень с латинскими буквами, про который в народе ходят чудесные легенды и которому дано название Кравец (портной).
Странное с первого взгляда название объясняется легендою: в незапамятные времена этот камень обладал чудесною силою шить одежду. Окрестное население широко пользовалось этим свойством камня. Вечером к нему приносили ткани и просили: «Степан, сший мне жупан!» Утром получали готовое платье.
От этого камень стали называть Кравец. Но однажды какая-то пьяная женщина вздумала насмеяться над камнем. Принесла вечером сукно, положила его на камень и сказала: «Степан, сший мне ни то, ни се». Когда она наутро пришла за платьем, то оказалось, что оно испорчено: один рукав был сделан на надлежащем месте, а другой пришит к подолу внизу. С тех пор Кравец и перестал шить».

Камень Рогволода в д. Дятловка. Литография. Начало ХХ века.

В очерке говорится: легенда, в которой люди наделяли камни определенными свойствами, доказывает древность ее происхождения. Относилась она к тому периоду, когда человек одухотворял природу и боготворил ее.

Исследователь рассказывает, как нашел один из Борисовых камней в селе Высокий Городец: «Валун представлял собой глыбу красного гранита почти квадратной формы, но с неправильными углами. С боков камень дал сильные трещины в горизонтальном направлении. Поверхность гладкая, но в некоторых местах покрыта мхом. Северная часть сколота наискось. Возможно, сделана мастером-жерносеком, желавшим использовать камень на жернова».

Борисов камень в пяти верстах от Дисны. Конец XIX века

В очерке описывается, что поверхность камня сильно пострадала главным образом от того, что деревенские мальчики, приезжающие сюда, раскладывали на камне, как на готовом очаге, костры. «По этой причине, — пишет Романов, — камень дал несколько вертикальных трещин, но, к счастью, неглубоких. Во всяком случае, не подлежит сомнению, что надпись сделана князем Полоцким Борисом Всеславичем, которому принадлежат надписи и на остальных Борисовых камнях. А так как князь скончался в 1128 году, то, следовательно, памятник наш должен быть отнесен к первой четверти XII века. В 1898 году над камнем была сооружена часовня».

***

О чем молчат многовековые валуны? Чтобы почувствовать связь времен, достаточно к ним прикоснуться. Валуны расскажут о прошлом, об опыте предков и дадут ответы на вопросы о будущем. Главное — уметь слушать их живые голоса. 

kuzmich@sb.by

Фото из личной коллекции Владимира ­ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter