Тайна «басурманского» погоста...

ДВАДЦАТЬ километров от райцентра — и время будто остановилось. Вязкую дремоту деревенской улицы, петляющей по взгоркам, нарушают только приглушенный собачий лай и перебежавшая дорогу курица. Признаки жизни слегка угадываются и в легком дымке, поднимающемся над одним из домов. Но еще несколько метров — и взгляд притягивает почерневшее одинокое здание на взгорке. Под усыпанной осенними листьями крышей — ровные бревна, забитые досками окна…

Жители Судзил Климовичского района и не сосчитают своих именитых односельчан. Один из них — бывший президент Гавайских островов Николай Судзиловский.

ДВАДЦАТЬ километров от райцентра — и время будто остановилось. Вязкую дремоту деревенской улицы, петляющей по взгоркам, нарушают только приглушенный собачий лай и перебежавшая дорогу курица. Признаки жизни слегка угадываются и в легком дымке, поднимающемся над одним из домов. Но еще несколько метров — и взгляд притягивает почерневшее одинокое здание на взгорке. Под усыпанной осенними листьями крышей — ровные бревна, забитые досками окна…

В сухопутной деревне нашли якорь

— Это — здание бывшей церкви, — рассказал местный краевед-любитель Александр Галковский. — Построена она в конце XIX века. Хотя и деревянная, но, как видите, пережила и революции, и войны.

Правда, утварь, в том числе и старинные книги из церковно-приходской школы, бесследно исчезли. По разговорам старожилов, реликвии сельчане прятали от комиссаров в специальных землянках, однако поиски, которыми здешние кладоискатели активно занимались лет сорок-пятьдесят назад, ничего не дали. А вот монеты разных периодов, в том числе немецкие талеры, находили.

— Здесь было древнее городище, — утверждает Александр Николаевич. — А позже — центр села.

Если верить старожилам, то заросший овраг неподалеку — пересохшее русло притока реки Лобжанки. Несколько веков назад она была судоходной, и до Кричева люди добирались водным путем. А дальше — по Сожу и Днепру — хоть до Гомеля, хоть до самого Черного моря! Эту историческую версию подтверждает якорь, который не так давно обнаружил здесь краевед.

Кого судили в Судзилах?

— Собственно, «морская» тема — одна из гипотез названия самой деревни, — поделилась старший научный сотрудник Климовичского краеведческого музея Дарья Эверс. — «Судзилы» по-белорусски созвучно со словом «судзiна», что значит «судно, лодка». Хотя ближе к истине, скорее всего, другое мнение: что селение получило свое название от слова «судзiць».

Историки считают, что речь может идти о волостном судье или грамотном крестьянине, который составлял письменные жалобы. Но местные жители не сомневаются: суды в Судзилах были иные, нынче бы сказали — «военные». Во всяком случае, один из старинных погостов в деревне называют татарским. И уверены, что здесь похоронены захватчики, для которых местная земля стала последним пристанищем. По мнению Галковского, легенду о том, что кладбище — «басурманское», подтверждает огромный валун со странными начертаниями «ключа» и «полумесяца». Однако сотрудники районного музея полагают: камень мог в свое время считаться и магическим символом рыцарей.

Где родился «доктор Руссель»?

Сегодня также трудно утверждать, кто кому дал имя: деревня — роду Судзиловских или наоборот? Но доподлинно известно: часть земель здесь когда-то принадлежала представителям этой шляхты. Имя одного из них — человека необыкновенной судьбы Николая Константиновича Судзиловского, в начале XX века ставшего первым президентом Гавайской республики, — знает весь мир.

— Революционер-идеалист, доктор медицины, географ родился в декабре 1850-го в семье могилевского дворянина, — рассказала старший научный сотрудник Могилевского областного краеведческого музея им. Е. Романова Татьяна Сычева.

Правда, жители Судзил с таким раскладом категорически не согласны. По их версии, «доктор Руссель» — так называли Николая Судзиловского за границей — на свет появился в Климовичском уезде. И только потом родители младенца увезли его в Могилев. Некоторые даже зачисляют себя в дальние родственники великого путешественника. Впрочем, это не исключено: Судзиловских в Судзилах, считай, — треть деревни! Ненамного меньше и Галковских.

— Если представители первой ветви здешней шляхты были людьми высокими, светловолосыми, то мои предки — чуть пониже ростом и с более темными волосами, — рассказал краевед.

Бывало, что в одном классе местной школы учились по нескольку ребят с одинаковыми фамилиями и даже именами. Чтобы как-то различать, их звали по отчеству. Сегодня такой необходимости уже нет. Из-за нехватки учеников средняя школа в Судзилах превратилась в базовую. И на уроки теперь спешат немногим более тридцати школьников. Да и само село за последнюю сотню лет стало куда меньше. Если в начале XX века здесь насчитывалось почти 120 дворов, где проживало свыше 800 взрослых и детей, то теперь — немногим полусотни хат и 160 сельчан.

Секрет успеха — в трудолюбии

Александр Галковский утверждает: в Судзилах «особенные земли», потому и знаменитостей — уроженцев деревни — не сосчитать.

— Это — начальник Генштаба Вооруженных Сил республики Петр Тихоновский, бывший директор «Беларуськалия», Герой Соцтруда Петр Михайлович Судзиловский, — перечисляет Александр Николаевич.

Все достижения земляков, уверен краевед, — результат их работоспособности. «Местные крестьяне никогда не ленились. Потому и жили зажиточно!» — утверждает Галковский.

Сам он сегодня — хозяин немаленького подворья, в котором есть коровы, лошади, телята, овцы, куры.

— Молоко сдаем государству, — поделилась жена Галковского Людмила. — Ну а овечья шерсть идет на сырье для валенок, свитеров и поясов.

Все эти ремесла с успехом освоил ее муж. Причем праздничные пояса из ниток собственного производства он делает по старинной технологии — с тем орнаментом, который был в «чести» у местных жителей сотни лет назад.

Галковский говорит, что и краеведом-то стал потому, что предметов старины в селе и воспоминаний у стариков накопилось столько, что их потеря обернулась бы большой брешью в истории Судзил, да и района в целом. В обмен на прялки, старинные одежду, вышивку и утварь Александр Николаевич помогает старикам управляться по хозяйству. Часть домашней «экспозиции» он передал в районный музей. Но большинство предметов старины остается в личных «запасниках».

Краевед-любитель не исключает, что когда-нибудь откроется музей и в самих Судзилах.

— Уже сегодня к нам нередко туристы заглядывают. И, побывав в деревне, не разочаровываются, — подытожил Галковский. — А если здесь появится настоящий музей? Да от посетителей просто отбоя не будет!

Светлана МАРКОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter