ТАВРО—печаль для конокрада

ГАИ рекомендует противоугонную маркировку. Водители предпочитают на ней экономить
ГАИ рекомендует противоугонную маркировку. Водители предпочитают на ней экономить

Чего только не придумывают люди, чтобы отвадить воров и сделать свое добро незаметнее. Ведь чем заметнее вещь, тем труднее ее спрятать. «СБ», напомним, писала, что в Пружанском районе, например, местный комбинат стройматериалов выпустил крупную партию ведер... синего цвета. Ведра разойдутся по фермам. Почему синие? А чтоб доярки не крали!

Автомобиль — не ведро. Часто даже сигнализация не спасает от ушлых воров, а угнать старенькую, оставленную во дворе машину, у которой вся «сигнализация» — это вездесущие соседки–старушки, для умельцев и вовсе труда не составляет. Даже самые приметные автомобили растворяются среди сотен тысяч машин. Ведь можно перебить идентификационный номер, перекрасить так, что хозяин ни за что не узнает, а можно разобрать по запчастям и продать.

Чтобы избежать подобных неприятностей, с недавних пор в Бресте автомобили стали маркировать, вот–вот начнут маркировать и автомагнитолы, которые тоже часто воруют. Будут ли после этого владельцы «железных коней» спать спокойнее?

В уголовном розыске областного УВД меня встретили с приятной новостью: в минувшем году на Брестчине снизилось число хищений и угонов (угон — это когда покатались и бросили, хищение — это когда украли машину по–настоящему. — В.К.). Причем на четверть. Но оперативная обстановка с автокриминалом области по–прежнему напряженная. Оно и понятно: приграничье всегда привлекало «гастролеров». В минувшем году 327 автовладельцев Брестчины испытали на собственном горьком опыте, что за прелесть такая — эта «безлошадная» жизнь. Почему угонщикам приглянулись именно их автомобили? Потому, видимо, что почти все они стояли без присмотра. Охраны у стоящей на улице или во дворе машины никакой. Угонщики обнаглели до того, что уже не ждут ночи: чаще стали красть автомобили днем и по вечерам, причем не только в крупных городах, но и в райцентрах, где почти все друг друга знают.

Из года в год повторяется одно и то же: больше крадут подержанные автомобили, которые потом распродаются по запчастям. Это «Фольксваген», «Ауди», «Жигули». Только 4 из похищенных на Брестчине в минувшем году автомобилей — это престижные иномарки последних лет выпуска (за 3 года в Брестской области украдено 25 дорогостоящих машин и ни одна из них не найдена). Именно они, владельцы дорогих авто, должны маркировать стекла и запчасти, думалось мне.

— Преступники давно освоили технологии перебивки заводских номеров. При визуальном осмотре угнанный автомобиль, как правило, не вызывает подозрений, а вот несовпадение фальшивого номера и маркировки, сохранившейся хотя бы на одной детали, — это повод для задержания машины. Заменять все промаркированные детали на угнанном автомобиле — это дорого, поэтому угонщики обходят их стороной. Нет смысла угонять «меченый» автомобиль и ради разборки на запчасти, — считает старший оперуполномоченный уголовного розыска УВД Брестского облисполкома Максим Суббота.

Впрочем, это в Минске противоугонная маркировка популярна, а в Бресте ее стали делать совсем недавно. Когда мы приехали к маркировщику Сергею Кошелеву, тот ставил «знаки» на стеклах «Форда».

— Мы купили этот внедорожник и сразу задумались, как позаботиться, чтобы его не угнали, — с любовью глядя на автомобиль рассказывал хозяин джипа Александр Шопик, а стоявшая рядом жена поддакивала. — Поставили сигнализацию, потом купили мультлок, а сейчас приехали сделать противоугонную маркировку...

В странах СНГ система противоугонной маркировки используется с 1993 года, в Бресте — с минувшего года. За это время по всей области промаркированы только 800 автомобилей. Автовладельцы не спешат это делать по двум причинам. Первая: за такую услугу нужно заплатить около 35 евро. Вторая: у брестских сыщиков пока нет ни одного примера, когда благодаря маркировке автомобиль нашелся хоть бы по запчастям. Правда, такие автомобили... не угоняли. Может, потому, что «меченых» машин еще мало?

Что касается маркировки автомагнитол, то ее пока в Бресте не делают. Госавтоинспекция не закупила необходимое оборудование. Сомнительно, что такая услуга будет популярна. Ведь гравировку (если маркировка будет такой) можно будет убрать, а пометку специальным маркером, которая видна только под ультрафиолетом, искать нужно будет с помощью специального фонарика. А на глазок пропажу найти будет невозможно.

В минувшем году сотрудники брестской милиции вернули владельцам 220 из 327 похищенных и угнанных автомобилей, нашли 18 машин, пропавших без вести в прошлые годы. Где остальные, остается только догадываться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter