Таврический лабиринт

СИТУАЦИЯ в Крыму, правительство которого отказалось подчиняться новой киевской власти и форсирует референдум о восстановлении государственности, накалила международную обстановку. Россия, заявив о намерении поддержать русскоязычное население полуострова, натолкнулась на серьезное противодействие Запада. Страны «Большой восьмерки» отказались от планировавшегося саммита в Сочи и грозят Москве санкциями. Украина объявила всеобщую мобилизацию, которую, впрочем, потенциальные солдаты просто проигнорировали. Военные корабли США вошли в Черное море. Крым в очередной раз в своей истории стал ареной столкновения самых разных интересов.

Кто заложил мину замедленного действия под Крымский полуостров: Сталин, Хрущев или Ельцин с Кравчуком?

СИТУАЦИЯ в Крыму, правительство которого отказалось подчиняться новой киевской власти и форсирует референдум о восстановлении государственности, накалила международную обстановку. Россия, заявив о намерении поддержать русскоязычное население полуострова, натолкнулась на серьезное противодействие Запада. Страны «Большой восьмерки» отказались от планировавшегося саммита в Сочи и грозят Москве санкциями. Украина объявила всеобщую мобилизацию, которую, впрочем, потенциальные солдаты просто проигнорировали. Военные корабли США вошли в Черное море. Крым в очередной раз в своей истории стал ареной столкновения самых разных интересов.

КРЫМЧАН никогда не спрашивали, с кем и как они хотят жить. Ни тогда, когда провозглашали полуостров советской автономной республикой, ни потом, когда наделяли его статусом области — сначала в составе Российской Федерации, а спустя девять лет передав Украине. В советские годы все решалось в недрах партийно-чиновничьей машины.

В свете нынешнего крымского кризиса больше всего вопросов вызывает передача полуострова Украине в 1954 году. Эта тема всегда была предметом споров и источников всевозможных баек. Есть несколько версий того, что случилось: от самых неправдоподобных до причин, которые действительно могли быть вызваны государственными соображениями.

Начать можно с байки, которую любят муссировать как российские, так и украинские туристы после бокала-другого крымского вина. Дескать, Никита Хрущев подарил Украине Крым в приступе щедрости, вызванной действием выпитого коньяка. Легенда, вероятно, появилась в силу того, что многие важные совещания Кремль проводил тогда в форме застолья, на котором присутствовали только самые высокопоставленные лица. Есть и другая версия — о подарке в честь 300-летия Переяславской Рады 1654 года. Якобы к этому историческому юбилею Россия решила отблагодарить так Украину за три века преданной дружбы. Поговаривают и о чувстве вины Хрущева: дескать, он активно участвовал в сталинских репрессиях на Украине и решил Крымом искупить свой грех.

Однако все это идеи фикс. На тот момент у Хрущева не было такого влияния ни в стране, ни в партии, чтобы он мог кроить границы по своему разумению. Серьезные исследователи советуют искать корни передачи полуострова в состав Украинской ССР значительно глубже, среди социальных, экономических и этнических причин.

ТАВРИЧЕСКУЮ губернию бывшей Российской империи большевики переименовали в Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в 1921 году. Здесь важным является вопрос о том, какой характер она имела — национальный или территориальный. Ленинский Совнарком сначала создавал автономии обоих типов, но со временем остались только национальные. Кроме Крымской АССР, которая была единственным автономным образованием, сохранившим территориальный характер. И смысл этого не очень понятен. Ведь русские здесь доминировали. По всесоюзной переписи 1939 года в составе населения Крыма они насчитывали 49,6, крымские татары — 19,4, украинцы — 13,7, евреи — 5,8, немцы — 4,6 процента. Война и последующие события внесли свои коррективы, однако тенденция сохранилась. В итоге надуманная автономия была ликвидирована в 1945 году, когда Крымскую АССР преобразовали в Крымскую область.

По времени это почти совпало с массовой депортацией с полуострова крымских татар, когда в Среднюю Азию принудительно выселили почти 200 тысяч человек. Таким чудовищным способом Сталин решил наказать за «пособничество врагу» целый этнос. Обычно говорят только о выселении татар, но это коснулось не только их. Были депортированы греки (почти 15 тысяч) и болгары (12,5 тысячи). 60 тысяч немцев переселили еще раньше, в августе 1941-го.

В результате войны, оккупации и депортации население Крыма уменьшилось втрое. В октябре 1944 года здесь насчитывалось 379000 жителей против 1126426 в 1939 году. Некоторые районы остались практически без людей. В Куйбышевском было всего 672, Алуштинском — 2637, Судакском — 3380, Балаклавском — 2233 человека.

Пришлось жителей в Крым завозить. С октября 1944 года на поселение сюда отправляются тысячи украинцев и еще больше россиян. Люди, приезжающие практически на пустое место, в полуразрушенные татарские хаты, сталкиваются с засухой, невозможностью возделывать привычные культуры. Зарастают без должного ухода виноградники и хиреют сады, плодородный Крым становится депрессивным регионом — здесь царят голод и разруха.

Особенно тяжелый урон понесло сельское хозяйство. В 1950 году, по сравнению с 1940-м, производство зерна упало почти в пять раз, втрое — табака, вдвое — овощей. На всю область в 1953 году работали 29 продуктовых и 11 промтоварных магазинов.

Жалобы на неустроенность непрерывно идут в центр. Как рассказывал зять Хрущева Алексей Аджубей, Никита Сергеевич решил посетить полуостров. Он приезжает в Крым поздней осенью 1953 года и сталкивается здесь с шокирующей действительностью. Множество русских приходят на встречу с большим человеком, люди жалуются на ужасные условия жизни, негодное жилье, нехватку продовольствия.

Хрущев отправляется в Киев, собирает руководство Украины и требует помочь полуострову. Именно на республику, которая является всесоюзной житницей, возлагают восстановление Крыма. И передают ей область официально. 19 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР издает соответствующий Указ со следующей формулировкой: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР».

Так что истинными причинами, вынудившими советское руководство передать полуостров в состав Украины, стали не самодурство или широкие жесты руководителей, а насущная необходимость спасения крымчан от голода, а Крым — от полного экономического краха. Людей, как водится, никто не спрашивал. Да и саму передачу оформили с нарушением законодательства. Согласно союзной Конституции, изменение территорий республик не входило в полномочия Президиума Верховного Совета СССР. Этот вопрос находился в ведении Верховного Совета страны.

Несколько лет тому назад в Симферополе на российско-украинском «круглом столе» старший научный сотрудник Института стран СНГ Валентина Гойденко говорила: «В архивах я получила интересное дело № 712/1 по передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Начато 4 февраля 1954 года, окончено 19 февраля 1954 года. 15 дней хватило, чтобы передать Крым и создать на будущее такую серьезную проблему не только для крымчан, а заложить мину в перспективы российско-украинских отношений».

МОЖНО ли было своевременно «разминировать» ситуацию? К сожалению, история не знает сослагательного наклонения. И все же один факт нелишне вспомнить. Когда в 1991-м делили СССР, никто не подумал об интересах Крыма. Хотя к тому времени он уже опять преобразовался в автономную республику, и никто этого не оспаривал. Более того, на референдуме 20 января 1991 года, который стал первым подобного рода плебисцитом в истории Советского Союза, 81 процент крымчан проголосовал за «воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора». Правда, еще раньше, 16 июля 1990 года, Верховный Совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, и она объявила себя «незалежной», разумеется, вместе с Крымом.

По этому поводу Сергей Хрущев, сын Никиты Хрущева, в интервью украинской газете «Сегодня.ua» в июне 2009 года говорил: «…мы знаем, как в Беловежской Пуще три руководителя договаривались о развале Союза. Кравчук тогда спросил у Ельцина: «А как с Крымом будем поступать?», тот ответил: «Да забирай». Так что подарил вам полуостров не Хрущев, а Борис Николаевич, ставьте ему памятник».

И это тоже показательно. Крушение империй без трагедий никогда не бывает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter