Актриса Татьяна Догилева отметит 27 февраля 65-летие

Татьянин день

Ее амплуа — волевая женщина

souzveche.ru
Актриса Татьяна Догилева в свое время стала популярна на советском киноэкране благодаря ярким образам решительных и волевых девиц. За словом в карман они не лезли, ставили перед собой реальные цели, иногда добивались желаемого, иногда оставались у разбитого корыта, но в любом случае симпатии зрителей часто были на их стороне. Сегодня перед нами уже статная женщина — 27 февраля Татьяна Анатольевна отметит 65-летие.

Не робкого десятка

Знаменитые слова Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача» стали девизом как для героини Догилевой из комедии «Блондинка за углом», так и для персонажей из лент «Вокзал для двоих», «Нежданно-негаданно», «Маленькое одолжение», «Вольный ветер», «Покровские ворота»… Фильмография актрисы богата и разнообразна. Органично вписалась Татьяна Анатольевна и в новое время, активно снимаясь в популярных сериалах, таких как «Обычная женщина» или «Вампиры средней полосы».

Татьяна Догилева родилась в деревне Ново-Михайловское Рузского района Московской области в рабочей семье. В 1978 году окончила ГИТИС (ее однокурсниками были известные ныне Виктор Сухоруков и Юрий Стоянов). Догилеву звал в БДТ Георгий Товстоногов, но переманил к себе Марк Захаров, и она начала работать в Московском театре имени Ленинского комсомола (1978—1985). Как многие молодые актрисы, поначалу играла в массовке. Ее Неля в спектакле 1979 года «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова заставила говорить о молодой актрисе.

В 1985 году Татьяна Догилева перешла в театр имени М. Н. Ермоловой, где сыграла несколько ярких ролей. Особо выделялась ее Катя в «Спортивных сценах 1981 года» по пьесе Эдварда Радзинского в постановке Валерия Фокина. Едкая сатира била наотмашь, вызывая хохот в зале. Партнерами Догилевой стали Олег Меньшиков, Виктор Павлов и Татьяна Доронина. «Эпатирующее, громкое, откровенно театральное — до балаганности — зрелище», — писала о спектакле критика.

В 1998 году Татьяна Анатольевна дебютировала как режиссер, поставив спектакль «Лунный свет, медовый месяц» по пьесе английского комедиографа Ноэла Каурда. Случались актерские работы в независимых театральных проектах, антрепризе Михаила Козакова, но совершенно ясно, что к театру актриса всегда относилась прохладно в силу слишком независимого характера. В августе 2012 года Догилева покинула театр имени М. Н. Ермоловой по собственному желанию, поскольку около 20 лет не выходила на сцену. Вместе с ней уволился и Виктор Проскурин. «У меня никакого конфликта с ними нет. Это их решение и, я считаю, абсолютно правильное, потому что это не очень прилично не выходить на сцену 20 лет и получать зарплату», — прокомментировал худрук театра Олег Меньшиков.

Счастливый билет

В кино острохарактерной актрисе часто предлагали роли комедийного плана — цепких провинциалок, хабалок, лимитчиц. Пловчиха Светлана Попова в ироничном фильме Михаила Козакова «Покровские ворота» по сценарию Леонида Зорина, наоборот, олицетворяла прогрессивную молодежь 50-х годов прошлого века: спортивную, танцующую, нацеленную в завтрашний день. Своеобразной квинтэссенцией ее образов стала продавщица гастронома Надя, искушавшая элементами «сладкой жизни» бывшего астрофизика в исполнении Андрея Миронова в сатирической комедии Владимира Бортко «Блондинка за углом». Даже после цензорских правок лента выглядела острой и производила впечатление.

Позже зрителям запомнилась Марина — перезревшая дочь главного героя Любомудрова из трагикомедии Виктора Трегубовича «Прохиндиада, или Бег на месте». Родители никак не могут выдать ее замуж. Она, томно играющая на арфе, огрызается отцу и имеет свое представление о счастье.

Переломным в пестрой череде образов стала медсестра Лида из мелодрамы Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты». Здесь актриса показала новые грани своего дарования, поднялась до новых вершин драматической игры. До сих пор она называет эту роль своим счастливым билетом.

Кадр из фильма «Забытая мелодия для флейты»

Брызги шампанского

В переломном для советского кино периоде конца ­1980-х — начала 1990-х годов, когда былое кинопиршество постепенно заканчивалось, одной из лучших у Догилевой стала роль Степановой в драме Станислава Говорухина «Брызги шампанского» по повести Вячеслава Кондратьева «Отпуск по ранению». Роль небольшая, но важная для фильма. Событием справедливо назвали «Афганский излом» Владимира Бортко, где партнером Татьяны Анатольевны стал итальянский актер Микеле Плачидо, столь любимый в Советском Союзе за сериал «Спрут». В экранизации «Ямы» Александра Куприна на Тамаре в исполнении Догилевой во многом держится нерв всего фильма, как и на ее совместных сценах с Евгением Евстигнеевым.

Потом появились роли в картинах нового времени: «Стрелец неприкаянный», «Жених из Майами», «Привет, дуралеи!», «Дети понедельника». Режиссеры видели в Догилевой энергичную, нахрапистую даму с тугим кошельком, но лишенную настоящего дамского счастья.

Актриса одной из первых не стала привередничать и после малокартинья 1990-х согласилась на главную роль в ситкоме «Люба, дети и завод» — адаптации американского сериала «Грейс в огне». Однако «Люба…» не снискала такой же народной любви, как «Моя прекрасная няня».

Огнем подлинного творческого вдохновения Догилевой отмечены работы в картине Валерия Приемыхова «Кто, если не мы» и российско-французском фильме Роже Вадима «Восток-Запад», в котором ее партнерами стали Сергей Бодров — младший, Олег Меньшиков, Сандрин Боннэр, Катрин Денев, Богдан Ступка. Гнетущую атмосферу 1930-х годов режиссер передал достоверно и предельно эмоционально.
«Я как-то решила, что так много и с такими хорошими режиссерами сыграла, ну и ладно. Тут и подоспели сериалы, я стала абсолютной сериаломанкой и поняла, что кинематограф очень изменился. Изменилась актерская манера. У меня было время это все исследовать. И вдруг уже в этом качестве поздней пожилой женщины меня стали звать!»

Возвращение к классике

Сегодня Татьяне Догилевой предлагают роли вредных свекровей, школьных завучей, спортивных тренеров. Какой разной может быть актриса, мы увидели в двух сезонах сериала Бориса Хлебникова «Обычная женщина», где она размашисто и емко сыграла свекровь главной героини Марины — Антонину Васильевну. В ней угадывается классический архетип свекрови из русской драматургии. Видна тень властной Кабанихи из «Грозы» Островского.

Татьяна Анатольевна безбоязненно сыграла спившуюся бомжиху в драме «Доктор Лиза». Украсила актерский ансамбль популярного сериала «Вампиры средней полосы» и картины «Вызов» Клима Шипенко, ключевые эпизоды которой с участием Юлии Пересильд, белорусского космонавта Олега Новицкого и самого режиссера снимались на МКС. Значится Догилева и в титрах сериала «Анна К» — новой экранизации романа Льва Толстого «Анна «Каренина». Новую Каренину сыграет звезда глянцевых журналов Светлана Ходченкова.

Татьяна Догилева известна своим ярким общественным темпераментом. Так, в декабре 2010 года она активно выступила против строительства студией Никиты Михалкова «ТриТэ» гостиницы в Малом Козихинском переулке, принимала участие в пикетировании стройки. Помогала защитникам Химкинского леса. За плечами у Татьяны Анатольевны два брака (второй супруг — писатель-сатирик Михаил Мишин), дочь Катя живет в США. Как и многие ее экранные героини, за словом в карман народная артистка России не лезет, безбоязненно отвечает на все выпады в свой адрес.

НЕ ПРОПУСТИТЕ

Завтра телеканал «Культура» покажет трагикомедию Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты» (1987), где Татьяна Догилева исполнила роль медсестры Лиды. Начало в 19:50.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter