Ведущая СТВ Татьяна Савчик: «Прошлогодняя встряска пошла телевидению только на пользу»

Татьяна Савчик: «Наша сегодняшняя закалка такова, что мы справимся с любой задачей»

«Снежная королева эфира», ведущая СТВ Татьяна Савчик никогда не дает интервью, отчего людям неосведомленным кажется, что лицо это на телевидении новое. В прошлом году «невероятные» пиарщики даже пытались выдать Татьяну за представительницу мифического «российского десанта пропагандистов», о котором много говорили, но который так никто и не видел. Профессионалы‑журналисты в ответ на подобные инсинуации только посмеивались: что‑что, а коллег, с которыми работаешь бок о бок, каждый из нас знает в лицо, даже если они не склонны к публичности за пределами телестудии.


— Татьяна, широкой публике о вас известно немного. Так кто вы и откуда?

— За мной действительно закрепилась слава некоей темной лошадки, возникшей как будто бы неизвестно откуда. Никто не знает, как давно она в журналистике и что собою представляет. Вероятно, потому что я никогда не любила выставлять свою жизнь напоказ ни в соцсетях, ни в прессе. О человеке, на мой взгляд, нужно судить по его работе. В журналистике я достаточно давно. Это и сознательно выбранное профильное образование, и путь от корреспондента до ведущего, проделанный мною далеко не за один год. Еще со студенческой практики я была тесно связана с телеканалом ОНТ и со многими коллегами, которые в те годы были молодыми корреспондентами, а сегодня являются старожилами профессии, и с ними меня связывают дружеские чувства, я их люблю и уважаю. Именно на ОНТ я впервые появилась в кадре, вместе с Маратом Марковым открывала новую студию, вела утренние выпуски новостей. И уже потом произошел мой переход на телеканал СТВ, где, так получилось, я тоже открывала новую студию.

— Вы сознательно выбрали роль именно ведущей новостей? 

— Это была та цель, к которой я шла, выбирая профессию и будущее образование. Я всегда себя видела именно в этой сфере, мне импонировал строгий новостной жанр. Более того, подготовка к профессии у меня основательная: и школа Зинаиды Бондаренко, которую можно назвать классической, и то, что мне посчастливилось работать с Владимиром Курганом, который «поставил» множество дикторов… Путь выдался длинным, ведущей я стала не сразу, да и не мечтала о том, что приду с улицы и тут же начну работать в кадре. Я не исключаю, что такой вариант может быть, но все же в любой сфере большим уважением, на мой взгляд, пользуются те, кто имеет представление о профессии. В нашем случае — о закадровой работе, внутренней телевизионной кухне. Я, естественно, прошла школу корреспондента, бегала «в полях», мне это доставляло удовольствие, и знаю, чего стоит двухминутный сюжет, который зритель видит в новостях, какая команда работает над каждым новостным выпуском. Раньше это даже обидно звучало: мол, ведущие — это «говорящие головы», каждый второй может сесть и прочитать кем‑то написанный текст.

— Если вспомнить прошлый год: когда «посыпался» развлекательный эфир, телевидение упорно держалось на новостях, ни один выпуск не был пропущен. Как вы устояли под тогдашним давлением?

— Нагрузка была колоссальная, но для меня никакой дилеммы не было в принципе. Да, мы варились, как и все, в информационном котле, пытались отличить, где черное, где белое, разобраться, что происходит и к чему это ведет. Но каких‑то метаний лично у меня не было — была максимальная погруженность в работу. В том общем состоянии стресса требовалась выдержка, и многие люди, с которыми довелось работать не один год, сдавались, говорили, что им психологически тяжело, кто‑то не выдерживал даже физически. Когда весь город в гудках и сигналах машин, а перед крыльцом телеканала собралась толпа, конечно, это было непросто. В то же время понимаю, что дело, наверное, в личности, в каких‑то чертах характера, а я человек достаточно серьезный и сильный. Нагрузка была огромной еще и в том плане, что обычные получасовые выпуски новостей в те дни могли идти больше часа, и с текстами ты часто знакомился на ходу, уже во время работы осознавая: боже мой, какой очередной треш тебя будет ждать на просторах интернета! 

— Мне всегда казалось, что среди ведущих новостей в принципе нет и не может быть людей слабых и «плюшевых», и дело тут не в строгости формата и подачи… Я права?

— В чем‑то с вами соглашусь, поскольку формат, конечно, диктует многое, но у меня всегда было четкое представление о том, кто должен быть на этом месте: во‑первых, это все‑таки человек возрастной, с определенной подачей и своей позицией, с интеллектом в глазах. Если в новостной эфир посадить молодых несерьезных ребят, к ним и доверия не будет. Даже в самые острые дни в прошлом году, когда кто‑то не вытягивал, а кто‑то сознательно дистанцировался, у меня была одна задача: вывезти ребенка из города подальше от происходящего, чтобы быть спокойной за свой тыл. Но сразу же сказала: я в команде, я остаюсь в кадре. Хотя было и ощущение риска, и мандраж. 
Самое обидное для меня, наверное, что наше прекрасное белорусское общество с дружелюбным менталитетом все‑таки разделилось в какой‑то момент на два лагеря. Бесспорно, сегодня движение навстречу друг другу есть, и происходит оно не без наших усилий, в конце концов, не зря в стране объявлен Год народного единства: мы все над этим работаем. 
Когда людям упорно объясняешь, куда их вовлекали, каковы были механизмы происходящего, кто за всем этим стоял, они постепенно прозревают и многие вещи осознают. 

Хотя в прошлом году доводилось слышать: «Фу, как вы вообще можете!» И бесполезно было объяснять, что, каких бы взглядов я ни придерживалась, я выполняю свою работу. Опять‑таки никто не любит предателей, ни на одной стороне. Но для меня вопрос какого‑то выбора не стоял. Только вопрос, как продержаться психологически, потому что нагрузка была серьезная, шли сложные эфиры. И сейчас есть определенная гордость за то, что в тот момент мы все выдержали и все смогли. И по ощущениям, что бы ни случилось, наша сегодняшняя закалка такова, что мы справимся с любой задачей. 
Знаете, для меня очень важным стал момент, когда Президент поехал на завод, а ему кричали «Уходи!». Как он держался! Это был образец лидера. Его поведение меня даже не то что вдохновило, но придало сил.

— Как вы считаете, прошлогодняя встряска пошла на пользу телевидению? По моим наблюдениям, смотреть ТВ сейчас начали даже те, кто годами этого не делал. 

— Безусловно, у нас появилось много новых рубрик, новых ведущих, и кто бы как ни относился, например, к Азарёнку, но эти люди всегда в теме, они смотрят и знают, что происходит. 

Поразительно и то, что конкуренция, которая всегда, будем честны, существовала между каналами, в какой‑то момент исчезла. По ощущениям, мы все взялись за руки, и стало четко ясно, кто есть кто. 

У каждого осталась своя интонация, свой стиль, но для СТВ, например, по моему мнению, просто началась новая эпоха. У нас появились новые звезды со своей четкой позицией. Да, где‑то резковатой, напористой, но это было продиктовано временем. На мой взгляд, очень правильной была политика руководителя телеканала Кирилла Казакова, поддержавшего того же Григория Азарёнка и давшего  свет его рубрикам. 

— А вот саму себя вы видите исключительно в новостях или хотелось бы со временем запустить, например, собственную аналитическую программу?

— Такое желание было давно, но я всегда себя видела в каком‑то строгом информационном жанре и стремилась к нему, в нем себя и нашла. А вот буквально недавно у меня появился новый опыт — необычное женское ток‑шоу «Точки над i» на «РТР‑Беларусь», которое нам доверили вести вместе с Екатериной Забенько. И хотя мы начали с серьезной политической темы, для меня это оказалось довольно неожиданно. Формат ток‑шоу — это гости, причем статусные, а от ведущего требуется умение и поддержать разговор, и создать полемику… А для серьезной авторской программы нужен и опыт, и образ. Надеюсь, такая перспектива для меня остается впереди. 

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter