Как живут и на чем экономят операторы машинного доения в агрогородке Солы

Татьяна хочет новое авто, а Настя не боится рассрочек

В НОЯБРЕ 2018 года средняя зарплата работников сельского, лесного и рыбного хозяйства составляла 707,3 рубля. Сегодня мы смотрим, как живут операторы машинного доения, доходы которых, как правило, немного выше заработков иных работников животноводческой сферы. Как планируют они бюджеты своих семей? Каким тратам отдают приоритет? Корреспондент «СГ» заглянула в кошельки работников КСУП «АгроСолы» Сморгонского района.

СОЛЫ — место для жизни притягательное. Считается, что этот уютный и ухоженный агрогородок один из самых зажиточных на Гродненщине. И неспроста: экономика КСУП «АгроСолы» крепка, соответственно, и заработки у людей есть, они стабильны. И на фоне остальных очень даже приличные. Судите сами: средняя зарплата по хозяйству — 1079 рублей (плюс 182 рубля к уровню прошлого года). Больше всего здесь зарабатывают механизаторы — 1621 рубль, на 420 рублей больше, чем за аналогичный период 2017-го). Доходы операторов машинного доения немного меньше — в среднем 943. Но светят такие заработки лишь тем, кто работает на совесть и выкладывается на все сто на производстве, не нарушает дисциплину. С выпивохами и лентяями разговор короткий: сразу увольнение.

— И все об этом знают, — говорит заместитель директора «АгроСол» Виктория Клемято. — Операторов машинного доения у нас 24 человека, работают они на трех МТК и в три смены, которые начинаются в 5 утра, 12 дня и 19 вечера. За каждой из работниц домой (будь-то сам агрогородок либо близлежащая деревня) приезжает автомобиль и увозит на работу, точно так же после окончания смены доставляет обратно. Плюс на фермах созданы все условия, чтобы было комфортно, организованы бесплатные обеды два раза в день. Все это, по нашему мнению, стимулирует сотрудников ответственно относиться к делу. Почти 98 процентов молока, которое получаем, продается сортом экстра. А это реальные деньги, влияющие на уровень доходов.

ИНЫМИ словами, у каждого из операторов машинного доения есть прямая мотивация. Все зависит от производительности труда. Надоила — будешь с зарплатой. Такую формулу работы вывела для себя еще несколько лет назад Татьяна Кисель. Оператором машинного доения она работает три года. В Солы на постоянное место жительства уроженка деревни Сырмеж Мядельского района переехала в 2014-м.

Татьяна КИСЕЛЬ.
— Покойный муж Михаил устроился в это хозяйство механизатором, отлично зарабатывал, — рассказывает Татьяна. — Нас как молодую семью сразу обеспечили служебным жильем, поселили в прекрасный новенький домик. К сожалению, 4 года назад муж погиб, и мне пришлось выйти на работу. Признаюсь, в доярки не хотела: пугал график работы. Несколько месяцев трудилась обычным животноводом — раздавала корма. Поняла, что денег на меня и маленькую дочку не хватает, поэтому ушла в операторы машинного доения. Теперь отсюда не выгонишь. К особенностям графика приспособилась, но главное — деньги. Чистыми в месяц выходит 950 рублей.

Если вдруг проскочит молоко высшего сорта, то, соответственно, и зарплата понижается. В основном где-то разница в 30—50 рублей. Казалось бы, незначительно, но у вдовы с ребенком каждая копейка на счету.

К примеру, в прошлом году первокласснице Насте заботливая мама подарила планшет. Рассрочка за него в месяц 30 рублей. Татьяна обосновывает свой выбор: планшет значительно полезнее для малышки, и в будущем пригодится больше, чем, скажем, новомодный смартфон. Дочь — главная статья расходов. На то, чтобы одевать Настю, Татьяна не скупится. Собрать к 1 сентября получилось за 400 рублей — школьная форма, принадлежности, обувь.

То же самое с питанием. Можно сказать, что основная часть зарплаты уходит на холодильник. Своей живности Татьяна не держит, лишь грядки, остальное покупается — благо на прилавках изобилие.

— Когда с дочкой в магазин приходим, она просит купить и то, и то, но я к излишествам отношусь скептически, поэтому берем наш минимум, — уточняет Татьяна. — Всегда покупаем мясо, колбасы, сладости. Раз в неделю езжу в гипермаркет в Сморгонь, чтобы какие-то продукты и вещи приобрести со скидками. Родители мои многодетные, далеко, поэтому не помогают. И, признаюсь, взяла за правило определенную сумму откладывать (не меньше 200 рублей в месяц) — коплю на собственную машину. Несколько лет была своя легковушка, да часто начала ломаться, а без мужского плеча с этим разбираться сложно. Поэтому пока машину продала. Может, из салона и не куплю, но поновее точно получится взять.

Небольшая часть Таниных денег уходит на коммунальные расходы, арендную плату за служебный дом и мобильный телефон — 100 рублей. Отопление в доме печное, поэтому два раза зимой приходится покупать дрова. Одна машина обходится в 140 рублей. А в этом году вполне возможно, что к дому подведут газ (за счет хозяйства). Будет легче. К слову, на служебное жилье у оператора машинного доения тоже виды: есть возможность его выкупить, правда, пока для этого нужно отработать в хозяйстве 15 лет. «К тому моменту уже и авто куплю. А часть денег на дом отложу, — рассуждает Татьяна. — В конце концов, дом в Солах — это перспективные метры».

О ПРИОБРЕТЕНИИ служебного жилья мечтает и семья еще одного оператора машинного доения — Анастасии Яблоковой. Вместе с мужем и пятью детьми она обосновалась 5 лет назад в Кушлянах. На участке, где располагается служебное жилье, хозяева сами построили сарай для свинок и кур.

— Коров мне и на работе хватает, — отшучивается Анастасия. — Но свое хозяйство, когда у тебя многодетная семья, — жизненная необходимость. Иначе, если бы мы питались из магазина, все деньги уходили бы только на продукты. И все равно в бюджете продукты — самая затратная часть. Хоть и мясо не покупаем, иногда хочется и курицы копченой, и рыбы, сами понимаете. И, конечно, детей всегда балую, обязательно покупаю конфеты, печенье.

Анастасия ЯБЛОКОВА со своей семьей.

У Анастасии двое сыновей и три дочери. Старшему Валерию – 17, учится на автослесаря в колледже и, к слову, мечтает устроиться на работу в «АгроСолы». Младшенькой Арине — 4 годика. Остальные дети — Марина, Иван и Алина — школьники. Их сборы к 1 сентября обошлись в 750 рублей. Причем все нужное хозяйка всегда покупает с большими скидками.

Итак, совокупный доход семьи Анастасии Яблоковой 1920 рублей в месяц: 1000 рублей зарплата самой многодетной матери, муж Михаил получает пенсию по уходу за дочкой-инвалидом — 360 рублей, плюс детское пособие — 560 рублей.

— Коммунальные расходы, телефоны тянут около 200 рублей в месяц, — подсчитывает Анастасия. — Что и говорить, семья большая. У меня в день только 5—6 стирок, дети смотрят телевизор, сидят за компьютером, с ноутбуком. В месяц 500 киловатт нагорает. Плюс непредвиденные расходы. К примеру, у старшего кроссовки порвались — дай, мама, 50 рублей. И все остальное по необходимости. Откладывать почти не удается, хотя мы копим на новую детскую.

Улучшения в доме Яблоковой идут постоянно. Допустим, недавно установили новенькие межкомнатные двери. Расплачиваются в рассрочку, в месяц нужно платить по 60 рублей.

— Займов не боюсь, — рассуждает Анастасия. — Ведь у меня есть работа со стабильной зарплатой. Конечно, если будешь плохо работать, никто терпеть тебя не будет. Тут у нас все подобраны «спрытныя», иной раз друг друга это мотивирует работать лучше. Но я хочу здесь остаться, выкупить дом. Почему? Всю жизнь росла в деревне и не представляю себя в городе. Здесь же и хозяйство свое, и закатки поставишь, и с огорода все свое. Вот тебе и экономия семейного бюджета.

Кстати, у тружеников «АгроСолы» добросовестный работник всегда получает бонусы. Может рассчитывать на мешок сахара в год, 500 килограммов зерна по себестоимости (у многих сельчан есть домашнее хозяйство) и премии к Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, Рождеству, Новому году.

uskova@sb.by 

Фото автора и из архива Анастасии ЯБЛОКОВОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter