Есть ли шансы сэкономить на поездках в такси во время ажиотажного предновогоднего спроса

Тариф «Предпраздничный»

Недели, предшествующие Новому году и Рождеству, — любимое время для торговли, общепита и сферы услуг: дополнительная прибыль гарантирована. В частности, у таксистов количество заказов в предпраздничные дни и особенно вечера увеличивается кратно. Скидок от перевозчиков, однако, не дождешься. Наоборот, всеобщая декабрьская суета — отличный повод произвести вполне законный отъем денег у пассажирской братии. Всему виной хитрые манипуляции с тарифами. Могут ли что‑то противопоставить таксомоторному чесу пассажиры?

Уравнение со многими неизвестными

На каждое действие есть противодействие. С одной стороны, тарифы на перевозки пассажиров автомобилями такси в последнее время не менялись. И до Нового года точно не будут меняться, поскольку в стране по‑прежнему действует введенный в октябре мораторий на повышение цен и услуг на внутреннем рынке. Поэтому условные среднестатистические 0,5 рубля за 1 км поездки остаются незыблемыми. Однако есть одно но — так называемое динамическое ценообразование.

Суть в следующем: стоимость поездки увеличивается с учетом коэффициента «горячие часы», как его называет один модный агрегатор пассажирских перевозок. Дескать, стоимость поездки рассчитывается с помощью сложного алгоритма в режиме реального времени, а влияет на нее, например, соотношение автомобилей и клиентов в зоне заказа, утренний и вечерний час пик и т.д. 
Так вот, в декабре желающих совершить экспресс‑поездку в магазин за сувенирами, на рынок за продуктами, в гости к родным и близким, домой с корпоративной вечеринки и т.д. намного больше, чем в другие месяцы. Стоимость поездки на привычное расстояние может увеличиться в 1,5 — 2, а то и более чем в 3 раза!

Правильное начало — половина дела

Незапланированное бешенство тарифов, заметим, вполне законно, поскольку ценообразование в случае с такси в нашей стране свободное: тарифы устанавливает перевозчик. Они должны включать в себя подачу авто по заказу, 1 км пробега и 1 час оплачиваемого простоя. А эти позиции в прейскуранте всегда есть.

Единственное, что может сделать в денежно непредсказуемой ситуации пассажир, — узнать ориентировочную стоимость поездки до ее начала, чтобы не попасть впросак при расчете с водителем. Это право клиентам было предоставлено благодаря внесению в июле 2022 года изменений в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Документ, в частности, закрепляет право пассажиров такси при заказе автомобильной перевозки получить информацию о тарифах или ориентировочной стоимости услуги. Правда, новшество вступит в силу лишь в начале 2023‑го. Но не беда: такое же право предусмотрено и статьей 7 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой лицо, оказывающее услуги, обязано своевременно сообщить достоверную информацию о предлагаемых услугах, в том числе цену и условия оплаты услуг. Так что определяйтесь с затратами заблаговременно — это поможет сохранить нервы. Даже если вызываете машину по телефону, попросите диспетчера сообщить примерную стоимость поездки.

Каждая секунда дорога

Есть и другие малоприятные мелочи, которые могут испортить послевкусие от автопрогулки. Например, не все знают, что некоторые службы такси не всегда включают в минимальную стоимость поездки бесплатное ожидание, а если включают, то очень короткое. Так что не поленитесь заблаговременно выходить к месту посадки. Ожидание в пути также оплачивается дополнительно.

Ольга Пак

И еще: если компания или агрегатор предлагает вызывать машину с помощью мобильного приложения либо через сайт, не исключая при этом старого доброго телефонного звонка диспетчеру, то, как правило, последний вариант выливается в дополнительные расходы.
Сравнивая цены разных перевозчиков, реально снизить стоимость поездки на 15 — 20 процентов. Правда, далеко не всегда самый дешевый сервис находит машину сразу, в нужное вам время.
ПАССАЖИРЫ РЕКОМЕНДУЮТ

Опытные пассажиры никогда не вызывают с помощью мобильных приложений такси к зданиям, рядом с которыми всегда много народа (вокзалы, аэропорты, торговые центры и т.п.). Лучше вызывать машину к ближайшему дому, в этом случае поездка обойдется примерно на 10 процентов дешевле. Попробуйте передвигать на карте точку посадки (или высадки) до нахождения оптимальной цены.

Считается, что поездка обходится дешевле, если водителю не надо будет заезжать во двор к подъезду.

В часы пик сравните стоимость поездки на автомобиле классов «эконом» и «комфорт» — говорят, что иногда за «комфорт» не придется переплачивать, а если очень повезет, то и вовсе заплатите меньше.

Лучше всего установить на телефон как минимум три приложения агрегаторов такси и сравнивать цены.

ШТРИХ К ПРОБЛЕМЕ

Приход в Беларусь небезызвестного агрегатора такси существенно изменил расстановку сил на рынке. К примеру, в Минске, по сути, осталось лишь несколько служб, где можно вызвать машину «с шашечками», однако подавляющее большинство машин обслуживает того самого агрегатора. Есть, конечно, компании, специализирующиеся на трансфере и VIP‑услугах, но это ниши, не имеющие отношения к массовым запросам. Некоторые эксперты в сфере пассажироперевозок полагают, что конкуренция на рынке такси может возродиться, лишь если на то будет воля государства или в данную сферу придет какой‑то крупный инвестор.

Как снизить коэффициент

1 В Беларуси существуют две категории такси — с «хитрой» шкалой расценок и со стационарными тарифами. Кого именно выбрать в качестве извозчика в пиковые декабрьские дни, пусть вам подскажет изучение тарифной сетки различных служб и простые математические расчеты. Нередко «ламповый» тариф привлекательнее якобы дешевого и продвинутого.

2 Современный пассажир сперва ценит скорость и удобство оформления заказа, а по поводу цены спохватывается позже. 
Общая рекомендация: в случае внезапного повышения расценок у одного оператора целесообразно посмотреть, что предлагают в эту минуту конкуренты через свой сайт или мобильное приложение. Вполне может случиться, что ценник у тех будет отличаться раза в два.
3 Угадываете со временем вызова и начала поездки. Традиционные пиковые часы утром — с 07:30 до 08:30, вечером — с 18:00 до 18:50 (в пятницу — с 15:00). Сэкономить можно, выезжая на работу чуть раньше, — тогда поездка будет как минимум на 15 — 20 процентов дешевле.

Как только начинается сильный дождь, снегопад и т.п., в течение нескольких минут количество заказов такси возрастает в 3 — 4 раза. То же самое с наступлением мороза или жары. Чрезвычайно высокий коэффициент именно в это время гарантирован. Поэтому в непогоду лучше планировать поездки заранее или не спешить с вызовом машины.

Еще один совет, общий для всех дней недели и любого времени: лучше всего вызывать такси за 5 — 20 минут до наступления целого часа. Например, в 11:40 — 11:45. В это время спрос немного снижается, а с наступлением нового часа, когда очередная порция пассажиров планирует начать поездку, вновь увеличивается.

И последнее. Увидели в смартфоне заоблачную стоимость поездки — не спешите чертыхаться и бросать гаджет в сумку. Возможно, через 3 — 5 минут количество машин в вашем районе станет больше, а пассажиров‑конкурентов — меньше, и цена вновь станет приемлемой.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter