Тариф не должен вырастать в Гулливеров

Нужна единая концепция развития общественного транспорта

Нужна единая концепция развития общественного транспорта

трамвай, дорога, транспортТарифы не поспевают за затратами. Автобусы, троллейбусы и трамваи стареют. Скорости падают. Эффективная концепция развития общественного транспорта в стране отсутствует. В ближайшие годы это может аукнуться проблемами на дорогах. Эти острые темы звучали на коллегии Министерства транспорта в Гомеле.


Представить свою жизнь без расписания на остановках не может большинство жителей страны. Если «свой» автобус опоздал — пиши пропало: на работе — выговор, на свидании — скандал, на деловой встрече — убытки. Но именно убытки сегодня — одна из главных бед общественного транспорта. К примеру, в Гомельской области за 2013 год «недобор» по городским и пригородным перевозкам пассажиров — 20 миллиардов рублей. Цены на топливо ежегодно ползут вверх плюс инфляция. Тарифы выросли на 120 процентов, а затраты — на 133. Окупаемость — 54 процента. Остальное — бюджетные дотации.


И все же заместитель Премьер–министра Анатолий Калинин, который курирует транспортную отрасль, пообещал избежать шоковых повышений тарифов:


— Резких преобразований в тарифной политике не произойдет. Хотя повышение будет в рамках доведенного индекса и с учетом инфляционных процессов. Индекс в текущем году предусматривается в пределах 11 процентов на все секторы экономики, включая транспорт и коммунальное хозяйство. Рост тарифов зависит от двух составляющих — результатов экономического развития страны и уровня благосостояния граждан.


Транспортники раскрыли «секретные планы»: сколько будут стоить билеты в 2014–м. В столице талончик поднимется в цене от 3.000 до 5.000 рублей, в регионах от 2.700 до 4.200. Специалисты резюмируют: убыточность городских линий — общемировая картина. В Париже и Нью–Йорке они дотируются практически наполовину. Общественный транспорт выполняет важную роль — доставку рабочей силы к месту производства. То есть находится в начале производственной цепочки. Для индустриальных стран доступность билета — жизненно важное условие.


Беларусь на просторах СНГ — лидер по развитию и обновлению общественного транспорта. Масштабная модернизация парка прошла до 2010 года, тогда основным источником финансирования был ныне отмененный транспортный сбор. Сейчас темпы обновления значительно снизились. Если в 2008–м страна закупила 1.000 автобусов, то в 2012–м всего 120. В минусах и пассажиры, и автостроители.


Ситуацию оценивает председатель Белорусского союза транспортников Владимир Сосновский:


— У нас в стране отсутствует единая концепция развития общественного транспорта. Я не говорю о госпрограммах. Необходимо общественное и государственное понимание, какими должны быть городские линии через 10 — 20 лет. Сегодня это зависит от исполкомов. Есть деньги в областном бюджете: один руководитель региона купил новые автобусы, а другой направил средства на латание более актуальных дыр. Необходим целевой источник финансирования — республиканский фонд развития и модернизации общественного транспорта. Наполняться он может за счет отчисления от платных парковок, акциза на топливо и некоторых других сборов.


Стоит отметить, что городские перевозки ежегодно сокращаются. За последнюю четверть века автобусы и троллейбусы Беларуси потеряли миллиард «теоретических» пассажиров в год. Большинство из них пересели на личные авто. Из–за пробок значительно упала скорость, а именно скорость — самый важный фактор при выборе средств передвижения.


Один из выходов — выделение отдельной полосы для общественного транспорта. Это не только экономический, но и экологический пункт. Норма для многих европейских городов, а в Китае под такие маршруты даже проектируют отдельные улицы и мосты.


К примеру, в Лондоне, особенно в центральной части, быстрее передвигаться на автобусе, чем на личном автомобиле. Именно эта концепция должна лечь в основу градостроительства. Но часто нашим архитекторам почему–то трудно нарисовать лишнюю парковку, а целая полоса для общественного транспорта — словно ножом по сердцу проектным институтам.


Мы уже давно выше советских норм, пришло время внедрять мировые: отдельные полосы, удобный поминутный график, высокая скорость доставки. Ну и комфорт, разумеется. Сколько можно просить водителя включить печку зимой, соскабливать льдины с окон троллейбусов, прятаться от сквозняка из дверей... Двойные стекла, мягкие сиденья — новая реальность. Надпись «автобус может приехать на 3 минуты раньше или на 5 позже расписания» уже не может быть актуальна в современном мире скоростей.


Советская Белоруссия №32 (24415). Среда, 19 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Рамзес Анубисович
городской общественный транспорт должен быть бесплатным - как в Эстонии
Volod
С учётом, что в Минске движение транспорта замкнуто на метро, доехать в центр можно только с пересадкой, это уже двойная оплата маршрута, а если в другой район то ……, так скоро неделю будешь зарабатывать, чтоб на работу ездить. Посему предлагаю продать все персональные машины всех руководящих, а средства направить для общественного транспорта, тогда может, поступят другие предложения.
В.Никитин
Автор статьи очень правильно заметил, что общественный транспорт «находится в начале производственной цепочки». Это в дорогой ресторан ездят на такси, а на завод – на старом трамвайчике… Правда, трамваи теперь у нас сплошь современные, романтики прежней почти не осталось, но вот цена на проезд в последнее время тревожит…
Max.T.
Когда-то на нашем предприятии компенсировали проезд полностью, потом – частично, теперь ездим на работу за свой счет… Сотрудники ходят грустные, чаще опаздывают... Между прочим, общественный транспорт выполняет еще и социальную функцию. То есть, это рабочие места, общежития и т.д. Поэтому не будет ничего плохого в том, если государство и предприятия будут частично компенсировать проезд.
Бывший эмигрант
Только очень обеспеченное государство может позволить себе платить за граждан в трамвае. Увы, так во всем мире… Вон, в Эмиратах, говорят, полицейские разъезжают на «Бугатти». Вроде как закрепляют этим положительный имидж страны. Мы еще настолько не разбогатели. Посему каждый должен сам купить талончик… Другое дело - иметь возможность заработать столько, чтобы не думать о ценах на проезд.
Блинов Сергей
Прав Рамзес Анубисович: общественный транспорт должен быть бесплатным. Реализован не только в Таллинне, но и во многих городах мира - Германии, США, Франции, Швейцарии... И это не так уж и дорого, не дороже, чем платный. Но для его реализации необходимо ликвидировать пробки на дорогах и эта задача имеет решение. Когда люди увидят, что на бесплатном общественном транспорте им удобнее и быстрее добираться, они пересядут с личных авто.  В интернете много материалов, как организовать работу бесплатного общественного транспорта. В первую очередь автотранспортные предприятия должны быть некоммерческими организациями и не платить налоги и т.д.
Блинов Сергей
Общественный транспорт целесообразно организовать бесплатным, как это делается во всём мире, с ликвидацией пробоки информация есть в интернете.
Аноним
Бесплатный, не бесплатный...Не это главное. И пробки здесь не при чём. Суть проблемы в организации работы этого самого общественного транспорта. Опять призывы к централизации, созданию фондов...Ничего хорошего из этого не получится. И уже не получается. Где "централизация", там раздувание штата и обрастание ненужными и вредными структурами. Транспортная отрасль, как и все остальные нуждаются в оптимизации и децентрализации. Общественный транспорт должен быть коммунальным. И отвечать за его работу должны местные органы власти. Минтранс вырабатывать рекомендации и общие правила и требования к безопасности. С транспортом у нас ситуация, аналогичная ЖКХ. "Проценты" покрытия затрат. А что входит в формирование тарифа? Кто скажет конкретно? Сколько на этом тарифе висит ненужных и бесполезных структур и штатных единиц? Типа облтрансов. Какую они роль играют? Если нужны, то, наверное в облисполкоме есть аналогичные. И откуда этот "процент" берётся? С потолка, конечно. К примеру. Чего ради Минтранс выступает учредителем "ТАСКО"(страховая компания). Чтоб потом самим себе возмещать? Типа, как я в семье сам себе придумал страховую организацию и потом сам себя страхую и сам себе и возмещаю...Из своего кармана. Какая роль частников? В организации проблемных перевозок, там, где местная власть по каким то причинам не может закрыть "узкие места"? Вопросов много-ответов нет. Потому что всё в "куче". А должно быть местное самоуправлени и саморегулирование. У всех разные возможности.
ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Чего проще - "ободрать" своих граждан для собственного финансового благополучия. <br />
Может стоит подумать над тем, как остановить рост стоимости проезда в общественном транспорте или, даже, вообще, сделать его бесплатным. Для этого, для начала, надо изучить опыт, например, Эстонии, где граждане, вроде, пользуются общественным транспортом не платя за проезд. <br />
Если чиновники не в состоянии повышать качество жизни граждан Беларуси, например, через остановку и далее снижение до полного бесплатного проезда в общественном транспорте, то пусть обращаются. На платной основе (на основании договора подряда) рад предложить ряд последовательных шагов-мероприятий, конечная цель которых - БЕСПЛАТНЫЙ проезд граждан Беларуси в общественном (не пригородном и межгородским, и то, пока) транспорте... по всей Беларуси... <br />
P.S. Без новаторских идей, используемых на основании лицензионных договоров и/или договоров подряда, Беларусскому экономическому "чуду" - "кирдык-капут"... Как-то так.
Блинов Сергей
В продолжении темы бесплатного общественного транспорта предлагаю прочитать книгу В. Вучика "Транспорт в городах, удобных для жизни" - скачать из интернета.
ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
"Бывший эмигрант"!<br />
Вероятно, что Вы слышали такое слово, как МОДЕРНИЗАЦИЯ?! Реальная модернизация подразумевает, естественно, малолюдные и безлюдные технологии. Т.е. автоматы и роботы работают, производя товары и оказывая услуги. А что делать тем, чьи места заняли эти модернизационные "прибамбасы", особенно если они приобретены не за счёт средств электората, например, Беларуси, а кучкой долларовых миллионеров и миллиардеров, которым деньги на талончики не нужны, т.к. они ездят, например, на "Бугатти". Что делать электорату, особенно, согласно Вашему "мыслительному" процессу?! <br />
P.S.Роботы в профсоюзе не состоят, на пенсию не выходят, в зарплате, на которую покупаются талончики на проезд, не нуждаются и, самое главное, не бастуют и не высказывают своё мнение, например, по поводу стоимости проезда в общественном транспорте... Как-то так.
Бывший эмигрант
Ничего не понял из вашей реплики, уважаемый Латышев... При чем тут модернизация? Если взять страны с высокой культурой производства, с развитым уровнем робототехники, то транспортных проблем там не меньше, и цены на проезд - не маленькие... В гос-х, где нефть формирует львиную долю нац. богатства - ситуация может быть иной. Но мы говорим про Беларусь, а не Японию, Германию или ОАЭ... Нам важно, чтобы и народ не разорился, и транспортники не вылетели в трубу. Правильно говорю? И, конечно, качество услуг хотелось бы видеть на достойном уровне. Трудная задача, не спорю... Об этом и хотел сказать.
Виктор
По тарифам. Из чего, действительно, формируется тариф? Скажем на проезд в автобусе. Взять конкретный маршрут. Средний пассажиропоток, который даёт столько то денег от пассажиров. Количество автобусов. Топливо, техобслуживание,заработные платы водителей, обновление парка... и тд. Итого. Потом: итого минус оплата пассажиров равно. Равно делим на пассажиров... Примерно так... Всё понятно будет. А так опять: проценты, дотации... Конкретную цифру знать хочется.
ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
"Бывший эмигрант"!<br />
Всё Вы поняли. Эстония не Япония и не ОАЭ, а граждане пользуются общественным транспортом БЕСПЛАТНО! И это в короткое время можно сделать и в Беларуси. Для начала надо понять, что ОБЩЕСТВЕННЫЙ транспорт не коммерческая структура, а СОЦИАЛЬНАЯ услуга гражданам. Значит, прежде всего можно убрать все налоги. Далее не коммерческую организацию, "отвечающую" за общественный транспорт в Беларуси, "причесать"-модернизировать, что значительно сократит затраты на "кормление" многих штатных "единиц". И много другое, что для Вас "трудная задача", а для меня решаемая НОВАТОРСКАЯ не трудная задача, решение которой нацелено на постоянное повышение КАЧЕСТВА жизни ГРАЖДАН Беларуси, а не на процветание кучки коммерсантов от общественного транспорта, нацеленных на извлечение собственной прибыли и сохранение собственного благополучия. <br />
P.S. Кто хочет что-то сделать - ищет способ, а ток, кто не хочет что-то сделать - ищет повод... Как-то так...
Аноним
При чём здесь новаторские идеи? Чего то не понял… Новаторские идеи хорошо, но… И к месту и не к месту. « В огороде бузина, а в Киеве дядька…»Есть у Вас «новаторские» идеи-изложите. «Как нам обустроить….»-типа Солженицина. Заинтересуйте СМИ. А то какие то пространные намёки на… Если кое где, кое кто… У нас порой… Меня гораздо больше интересует конкретика. Например. Есть автобусный парк. В городе. Это чьё ведомство? Кто им «рулит»? Минтранс? Исполком? Откуда дотации, кто дотирует? Как? Если облисполком и у него есть соответствующий отдел, комитет, управление, то зачем облтранс? И его содержание. Офис, служебные автомобили, связь и пр. Да плюс налоги. Всё это- деньги и весьма немалые. И, наверняка, забиты в тариф. Если Минтранс, то, как это может быть, чтобы сам устанавливаю правила «игры», сам определяю что и как, и сам себя контролирую. А где конкуренция? Как двигатель прогресса любой экономики. С кем конкурировать? Сам с собой? Дорожное хозяйство-ведомство Минтранса? Как быть, например… Автобусный парк из-за плохих дорог разбил автобус. Автобус застрахован в «ТАСКО». Учредителем «ТАСКО» является…правильно- Минтранс. Претензии к кому? Кто выплачивает ущерб? А теперь подумайте: где, в какой нормальной системе такое может быть? Автовокзалы, автобусные остановки, их содержание…Кто, как, за чей счёт….Просто, всё нужно анализировать, считать и находить разумные решения. А быть «добрым» за чужой счёт( в данном случае наш-граждан), повышая тарифы-проще некуда.
Аноним
Был в Белгороде. Очень понравилось, как работает общественный транспорт. Ритмично, удобно и недорого. Нашёл такую любопытную информацию по теме:"Проект «Совершенствование организации пассажирских перевозок в Белгородской агломерации» городские власти реализуют вместе с научно-проектным белорусским институтом «БелНИИПградостроительства». Этой организации администрация Белгорода выдала техническое задание на разработку схемы развития маршрутной сети города Белгорода и его пригородной зоны на период до 2020 года. Первым шагом после анализа транспортной ситуации в столице области научно-проектный институт предложил оптимизировать действующую маршрутную сеть." Остальное пусть каждый домысливает сам.
ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
"Аноним"! <br />
Вот и я о том же. Но давайте продолжим, например, по остановкам общественного транспорта. Уборка, особенно зимой, когда гололёд и снег как осуществляется?! Дворник с метлой, лопатой, кайлом, cнегоуборочной лопатой и с "каплей" на носу метёт и скребёт... целый день одну остановку собирая снег и лёд в кучи, которые далее необходимо вывезти на полигон или на снегоплавильную станцию. Теперь, используя "новаторские идеи", например, территорию остановки покрываем плитками с автономным освещением и подогревом (моя разработка), которая автоматически быстро испаряет падающий снег и лишнюю влагу облегчая работу дворника, который уже не "метёт", а собирает мусор специальным пылесосом на колёсах (гусеницах) с электроприводом (моя разработка) не на одной остановке, а как минимум, - на трёх-пяти. Электроэнергия тоже получается из автономного экологичного электроисточника, не потребляющего топлива (моя разработка). И т.к. по списку моих новаторских идей под общим названием "ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ В бЕЛАРУСИ". <br />
P.S. Надоело "метать бисер перед с...", тем более если у меня разработан целый комплекс, позволяющий сделать проезд граждан Беларуси в общественном транспорте БЕСПЛАТНЫМ. Правда это нашим "рулевым", вероятно, не нужно и не интересно! Вот поднимать стоимость проезда большого, особенно, НОВАТОРСКОГО ума не надо... Как-то так...
ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
"Аноним"! <br />
Институт, естественно, делает эту "работу" за денежки. "Оптимизируют" и пассажиры продолжат за деньги (Естественно стоимость проезда продолжит дорожать и в Белгороде!) ездить в "оптимизированном" общественном транспорте, набившись, как "сельди в бочке" перед эти достаточно настоявшись на "оптимизированной" остановке. <br />
P.S. Гражданин Беларуси обязан ездить в общественном транспорте БЕСПЛАТНО и СИДЯ... Как-то так...
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?