Нужна единая концепция развития общественного транспорта

Тариф не должен вырастать в Гулливеров

Нужна единая концепция развития общественного транспорта

трамвай, дорога, транспортТарифы не поспевают за затратами. Автобусы, троллейбусы и трамваи стареют. Скорости падают. Эффективная концепция развития общественного транспорта в стране отсутствует. В ближайшие годы это может аукнуться проблемами на дорогах. Эти острые темы звучали на коллегии Министерства транспорта в Гомеле.


Представить свою жизнь без расписания на остановках не может большинство жителей страны. Если «свой» автобус опоздал — пиши пропало: на работе — выговор, на свидании — скандал, на деловой встрече — убытки. Но именно убытки сегодня — одна из главных бед общественного транспорта. К примеру, в Гомельской области за 2013 год «недобор» по городским и пригородным перевозкам пассажиров — 20 миллиардов рублей. Цены на топливо ежегодно ползут вверх плюс инфляция. Тарифы выросли на 120 процентов, а затраты — на 133. Окупаемость — 54 процента. Остальное — бюджетные дотации.


И все же заместитель Премьер–министра Анатолий Калинин, который курирует транспортную отрасль, пообещал избежать шоковых повышений тарифов:


— Резких преобразований в тарифной политике не произойдет. Хотя повышение будет в рамках доведенного индекса и с учетом инфляционных процессов. Индекс в текущем году предусматривается в пределах 11 процентов на все секторы экономики, включая транспорт и коммунальное хозяйство. Рост тарифов зависит от двух составляющих — результатов экономического развития страны и уровня благосостояния граждан.


Транспортники раскрыли «секретные планы»: сколько будут стоить билеты в 2014–м. В столице талончик поднимется в цене от 3.000 до 5.000 рублей, в регионах от 2.700 до 4.200. Специалисты резюмируют: убыточность городских линий — общемировая картина. В Париже и Нью–Йорке они дотируются практически наполовину. Общественный транспорт выполняет важную роль — доставку рабочей силы к месту производства. То есть находится в начале производственной цепочки. Для индустриальных стран доступность билета — жизненно важное условие.


Беларусь на просторах СНГ — лидер по развитию и обновлению общественного транспорта. Масштабная модернизация парка прошла до 2010 года, тогда основным источником финансирования был ныне отмененный транспортный сбор. Сейчас темпы обновления значительно снизились. Если в 2008–м страна закупила 1.000 автобусов, то в 2012–м всего 120. В минусах и пассажиры, и автостроители.


Ситуацию оценивает председатель Белорусского союза транспортников Владимир Сосновский:


— У нас в стране отсутствует единая концепция развития общественного транспорта. Я не говорю о госпрограммах. Необходимо общественное и государственное понимание, какими должны быть городские линии через 10 — 20 лет. Сегодня это зависит от исполкомов. Есть деньги в областном бюджете: один руководитель региона купил новые автобусы, а другой направил средства на латание более актуальных дыр. Необходим целевой источник финансирования — республиканский фонд развития и модернизации общественного транспорта. Наполняться он может за счет отчисления от платных парковок, акциза на топливо и некоторых других сборов.


Стоит отметить, что городские перевозки ежегодно сокращаются. За последнюю четверть века автобусы и троллейбусы Беларуси потеряли миллиард «теоретических» пассажиров в год. Большинство из них пересели на личные авто. Из–за пробок значительно упала скорость, а именно скорость — самый важный фактор при выборе средств передвижения.


Один из выходов — выделение отдельной полосы для общественного транспорта. Это не только экономический, но и экологический пункт. Норма для многих европейских городов, а в Китае под такие маршруты даже проектируют отдельные улицы и мосты.


К примеру, в Лондоне, особенно в центральной части, быстрее передвигаться на автобусе, чем на личном автомобиле. Именно эта концепция должна лечь в основу градостроительства. Но часто нашим архитекторам почему–то трудно нарисовать лишнюю парковку, а целая полоса для общественного транспорта — словно ножом по сердцу проектным институтам.


Мы уже давно выше советских норм, пришло время внедрять мировые: отдельные полосы, удобный поминутный график, высокая скорость доставки. Ну и комфорт, разумеется. Сколько можно просить водителя включить печку зимой, соскабливать льдины с окон троллейбусов, прятаться от сквозняка из дверей... Двойные стекла, мягкие сиденья — новая реальность. Надпись «автобус может приехать на 3 минуты раньше или на 5 позже расписания» уже не может быть актуальна в современном мире скоростей.


Советская Белоруссия №32 (24415). Среда, 19 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter