В основе щадящих тарифов на ЖКУ - снижение затрат

Тариф на комфорт

Наверное, уже слышали — в столице юмора сегодня не до смеха. Занятия в трех вузах Одессы отменены до весны. Причина в нашем представлении дичайшая: учебные заведения не имеют средств на оплату отопления учебных корпусов. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. В Беларуси стоимость отопления за 1 Гкал составляет 7 долларов в эквиваленте, в России — 33,6, а в Украине — 55,2. Тем, кто считает наши ЖКУ весьма дорогостоящими, вряд ли от этого станет теплее. Но разве это не повод задуматься о социальной направленности нашего ЖКХ?


Пожалуй, самое отрадное при этом, что в основе щадящего по цене, но достойного по качеству комфорта лежит трезвый экономический расчет. 5 января Президент подписал Указ № 473 «Об установлении тарифов на жилищно–коммунальные услуги для населения на 2018 год». В нем предельно допустимые тарифы сформированы с учетом резервов снижения стоимости ЖКУ. Напомним, они были выявлены межведомственной рабочей группой, созданной Комитетом госконтроля по поручению Президента.

Резервы, стоит отметить, весьма существенные. Заместитель генерального директора ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Юлия Сагайдак называет цифры. Правда, только по Минску. Но и они говорят сами за себя:

— Снижение затрат на оказание жилищно–коммунальных услуг в 2017 году составило свыше 17 млн рублей. На 2018 год ожидается снижение в размере 9 млн рублей.

При установлении планово–расчетных цен на будущее этот фактор оказывает самое непосредственное влияние. На радость конечным потребителям жилищно–коммунальных услуг. То есть нам с вами:

— При расчете таких затрат не только используются макроэкономические параметры, но и учитываются предстоящие мероприятия по снижению затрат на ЖКУ.

Но это теория. На практике же каждому хочется видеть тарифы поменьше. Проведенные на Портале коммунальной грамотности опросы показывают, что многие считают размер наших коммунальных платежей обременительным. Эту ситуацию портал комментирует так: «Психология, конечно же, понятна: всегда хочется получить больше за меньшую цену. Но надо же быть реалистами. Не сможет государство бесконечно закрывать долги в одном месте, например, доплачивая гражданам недостающую сумму за отопление, и не брать при этом у других. Например, у предприятий, увеличивая тариф им. Пресловутое перекрестное субсидирование в конечном счете сказывается и на благосостоянии граждан, так как в цены на продукты и товары предприятий уже включены и расходы на ЖКХ».

Тем более что средний размер коммунальных платежей от средней зарплаты у нас составляет лишь чуть более одной десятой. В то время как в Литве это — треть, а в Украине — вообще половина. Ощутимого роста стоимости услуг ЖКХ нет и не предвидится, государственный контроль в этой сфере по–прежнему строг. В результате применения утвержденных президентским указом тарифов жилищно–коммунальные платежи для населения — в расчете на типовую двухкомнатную квартиру с тремя проживающими при нормативном потреблении ими услуг — повысятся в пределах 5 долларов в эквиваленте. То есть примерно на 10 рублей.

И вот еще что важно. В конце 2017 года Правительством утверждена концепция совершенствования и развития ЖКХ до 2025 года. Ее ключевые задачи — повышение качества услуг и снижение затрат на их предоставление населению. Повышение эффективности использования жилфонда и другой инфраструктуры. Поддержание и дальнейшее улучшение благоустройства населенных пунктов. Но, пожалуй, самое главное — совершенствование системы социальной защиты населения и тарифной политики.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter