Наделала шума история в Хабаровской области, когда таксист предложил двум не заплатившим за проезд по междугороднему маршруту девушкам «умыться» зеленкой. Позже водитель сам обратился в полицию, признал свою неправоту, извинился. Да и пассажирки покаялись. Вроде как инцидент исчерпан. Но пересуды продолжаются: многие считают действия таксиста издевательскими, нашлись даже мстители, заставившие самого шофера умыться зеленкой. Между тем это далеко не первый случай применения в России так называемого тарифа «аватар». Его практиковали в Омске, Иркутске, Тюмени, Тамбове, Нижнем Новгороде... А в Кемеровской области против одного из таксистов даже было возбуждено уголовное дело по статье «Самоуправство, совершенное с угрозой применения насилия»... До нас «зеленая» волна, к счастью, пока не докатилась. Но случаи, когда пассажиры не хотят расплачиваться за проезд, имеются. Есть ли способ защититься от любителей халявы?
Василий Деруго, руководитель службы такси 157, такого способа не знает:
— Даже опытному водителю бывает трудно вычислить потенциальных «зайцев» по внешнему виду...
Случается, и у солидных людей в карманах пусто. А уж сколько схем развода существует! «Едем, командир, друзья заплатят», «подожди 5 минут, схожу в магазин» и так далее. Бывают и те, кто прямым текстом заявляет в конечном пункте водителю: «Свободен, платить не буду». Причем речь не только о поездках в пределах города. Буквально пару недель назад, например, один из таксистов «за так» свозил клиента из Минска... в Москву. Пассажир сел возле казино, выглядел счастливым, утверждал, что выиграл крупную сумму. И как–то так профессионально втерся в доверие к водителю, что тот даже не попросил предоплату. (Хотя в дальних поездках это обычная практика, более того, таксисты могут попросить данные паспорта и передать их диспетчеру...) В результате ушлый пассажир вышел в Москве и не рассчитался. Все издержки — а до российской столицы поездка по счетчику вышла около 1.000 белорусских рублей — легли на таксиста. Ему, видимо, не хватило опыта, считает Владимир Деруго:
— Естественно, мы обучаем каждого сотрудника, как избежать рисков, как вести себя с клиентами в экстренных ситуациях. Но...
А если бы во время поездки у водителя закрались подозрения, что его собираются надуть? Методы могут быть разные. Одни таксисты берут залог. Другие жмут «тревожную кнопку» для связи с диспетчером и вызова милиции. Или стараются довезти «зайца» до ближайшего отделения — возможно, убедить оплатить услуги поможет профилактическая беседа с представителями правоохранительных органов. Если же по–хорошему не получилось, при наличии чека можно обратиться в суд.
Шесть лет назад, скажем, так поступила одна из компаний–перевозчиков: молодой человек (ранее, к слову, трижды судимый) съездил на такси из Минска в два города и обратно и не рассчитался. Дурил таксисту голову: мол, поездку оплатит друг в Полоцке, потом бабушка в Витебске... На обратном пути водителю удалось завезти горе–пассажира в опорный пункт. Там был составлен протокол. По результатам проверки, проведенной Московским РУВД Минска, было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 216 УК «Причинение имущественного ущерба без признаков хищения». Закончилось все миром — обвиняемый возместил ущерб: примерно 1,6 млн рублей на то время.
Впрочем, такое — редкость. Обычно таксисты идут в суд только в двух случаях: либо когда стоимость поездки довольно большая, либо если очень принципиальные. Олег Радкевич, директор диспетчерской службы такси 135, комментирует:
— Судите сами, средняя стоимость поездки по городу — 8 — 10 рублей. Проще махнуть рукой («ну, значит, сегодня не повезло») и покрыть недостачу из своего кармана, чем писать исковое заявление о взыскании суммы за поездку, нанимать адвоката...
При этом телефонный номер неплательщика, с которого был заказ, с большой вероятностью попадет в своеобразный «черный список», и без предоплаты в следующий раз водители этой службы такси его просто не повезут.
Мнение Василия Деруго:
— Проблема существует, потому что нет конкретного регулятора, который помогал бы таксистам в таких ситуациях. Если бы можно было вызвать на место службу, уполномоченную взыскать с клиента сумму за поездку, стало бы намного проще. Но пока деньги можно вернуть только через суд.
Другой путь, по которому уже пошли некоторые службы такси, — внедрение системы безналичных платежей: при помощи мобильного клиентского приложения для вызова такси сумма за поездку списывается автоматически с банковской карты клиента. В том числе за вызов такси, если пассажир вдруг ехать отказался. На сегодня это, пожалуй, самое перспективное и действенное решение вопроса с неплатежами, уверен Василий Деруго. Правила четкие и понятные как перевозчикам, так и заказчикам. Очень удобно. Другое дело, не все диспетчерские службы готовы так работать. Да и не все клиенты станут качать мобильное приложение и привязывать его к своей карте...
А вот методы вроде «тарифа «аватар», считают наши таксисты, просто дискредитируют профессию. Да, можно говорить, что наболело. Но издержки есть в любом бизнесе. И когда человек идет работать в такси, он эти риски априори принимает. Так что должен работать в рамках закона, как бы ни кипели эмоции.
КСТАТИ
В прошлом году нетрезвая компания повредила машину водителя одной из минских служб такси, когда он выставил счет за поездку. Молодые люди были не согласны с суммой, платить не захотели и ударили таксиста в лицо, разбив еще и стекло в водительской двери. Буквально в течение 15 минут по приметам всех четверых задержали. В их отношении были составлены протоколы за хулиганство, рассказали в пресс–службе ГУВД Мингорисполкома.
Штрихи к проблеме
Еще один аспект обрисовывает Олег Радкевич: нередко клиенты машины заказывают, а потом отказываются от поездки. Особенно в выходные дни, в вечернее время. После застолий собираются домой, такси ждет, а они решают еще посидеть. При этом водитель тратит в среднем 3 — 5 минут, чтобы приехать на заказ. Потом, по правилам пассажирских перевозок, еще 10 минут он должен отстоять в ожидании клиента. «В среднем на 9 — 10 заказов один такой приходится», — уточняет Олег Александрович. А некоторые вызывают по 2 — 3 машины сразу из разных служб такси: какая первая придет, на той и поедут. Ответственности нет. Никто из таксистов ведь не пойдет в двери стучаться, требовать деньги... Это уже было бы правонарушением. Выходит, и в таких случаях время и бензин на дорогу водители тратят впустую.
Прямая речь
Таксистка Тамара Храброва:
— Недавно везла россиянина. Такси ему вызвала администратор кафе. Сел в машину, поехали. Вот только когда пришло время расплачиваться за перевозку, белорусских денег у него не оказалось. Попросил высадить у Ратуши, где его ждали знакомые. Мол, помогут. А припарковать машину там было негде. Я поверила и предложила просто положить мне деньги за поездку на телефон. Раньше этот способ выручал, а в этот раз дал осечку. Денег так и не дождалась. За 10 лет работы в такси у меня было всего несколько таких случаев. Год назад накатала парня по городу на 171 тысячу неденоминированных рублей. А тот пошел в магазин и пропал, так и не заплатив за поездку. Еще раньше везла двоих молодых ребят из Курасовщины на площадь Победы. Не расплатились, хотя кормили обещаниями целый час. В милиции потом установили их личности и сообщили: мол, у парней проблемы с наркотиками, живут с бабушкой, нигде не работают, плату с них взять вряд ли получится... Обидно, конечно. Только время потеряла.
dekola@mail.ru
Не заплатившие за такси могут попасть в "черный список"
Тариф «аватар»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.