Не заплатившие за такси могут попасть в "черный список"

Тариф «аватар»

Наделала шума история в Хабаровской области, когда таксист предложил двум не заплатившим за проезд по междугороднему маршруту девушкам «умыться» зеленкой. Позже водитель сам обратился в полицию, признал свою неправоту, извинился. Да и пассажирки покаялись. Вроде как инцидент исчерпан. Но пересуды продолжаются: многие считают действия таксиста издевательскими, нашлись даже мстители, заставившие самого шофера умыться зеленкой. Между тем это далеко не первый случай применения в России так называемого тарифа «аватар». Его практиковали в Омске, Иркутске, Тюмени, Тамбове, Нижнем Новгороде... А в Кемеровской области против одного из таксистов даже было возбуждено уголовное дело по статье «Самоуправство, совершенное с угрозой применения насилия»... До нас «зеленая» волна, к счастью, пока не докатилась. Но случаи, когда пассажиры не хотят расплачиваться за проезд, имеются. Есть ли способ защититься от любителей халявы?

ФОТО GAZETA.RU
 
Василий Деруго, руководитель службы такси 157, такого способа не знает:

— Даже опытному водителю бывает трудно вычислить потенциальных «зайцев» по внешнему виду...

Случается, и у солидных людей в карманах пусто. А уж сколько схем развода существует! «Едем, командир, друзья заплатят», «подожди 5 минут, схожу в магазин» и так далее. Бывают и те, кто прямым текстом заявляет в конечном пункте водителю: «Свободен, платить не буду». Причем речь не только о поездках в пределах города. Буквально пару недель назад, например, один из таксистов «за так» свозил клиента из Минска... в Москву. Пассажир сел возле казино, выглядел счастливым, утверждал, что выиграл крупную сумму. И как–то так профессионально втерся в доверие к водителю, что тот даже не попросил предоплату. (Хотя в дальних поездках это обычная практика, более того, таксисты могут попросить данные паспорта и передать их диспетчеру...) В результате ушлый пассажир вышел в Москве и не рассчитался. Все издержки — а до российской столицы поездка по счетчику вышла около 1.000 белорусских рублей — легли на таксиста. Ему, видимо, не хватило опыта, считает Владимир Деруго:

— Естественно, мы обучаем каждого сотрудника, как избежать рисков, как вести себя с клиентами в экстренных ситуациях. Но...

ФОТО ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКА

А если бы во время поездки у водителя закрались подозрения, что его собираются надуть? Методы могут быть разные. Одни таксисты берут залог. Другие жмут «тревожную кнопку» для связи с диспетчером и вызова милиции. Или стараются довезти «зайца» до ближайшего отделения — возможно, убедить оплатить услуги поможет профилактическая беседа с представителями правоохранительных органов. Если же по–хорошему не получилось, при наличии чека можно обратиться в суд.

Шесть лет назад, скажем, так поступила одна из компаний–перевозчиков: молодой человек (ранее, к слову, трижды судимый) съездил на такси из Минска в два города и обратно и не рассчитался. Дурил таксисту голову: мол, поездку оплатит друг в Полоцке, потом бабушка в Витебске... На обратном пути водителю удалось завезти горе–пассажира в опорный пункт. Там был составлен протокол. По результатам проверки, проведенной Московским РУВД Минска, было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 216 УК «Причинение имущественного ущерба без признаков хищения». Закончилось все миром — обвиняемый возместил ущерб: примерно 1,6 млн рублей на то время.

Впрочем, такое — редкость. Обычно таксисты идут в суд только в двух случаях: либо когда стоимость поездки довольно большая, либо если очень принципиальные. Олег Радкевич, директор диспетчерской службы такси 135, комментирует:

— Судите сами, средняя стоимость поездки по городу — 8 — 10 рублей. Проще махнуть рукой («ну, значит, сегодня не повезло») и покрыть недостачу из своего кармана, чем писать исковое заявление о взыскании суммы за поездку, нанимать адвоката...

При этом телефонный номер неплательщика, с которого был заказ, с большой вероятностью попадет в своеобразный «черный список», и без предоплаты в следующий раз водители этой службы такси его просто не повезут.

Мнение Василия Деруго:

— Проблема существует, потому что нет конкретного регулятора, который помогал бы таксистам в таких ситуациях. Если бы можно было вызвать на место службу, уполномоченную взыскать с клиента сумму за поездку, стало бы намного проще. Но пока деньги можно вернуть только через суд.

Другой путь, по которому уже пошли некоторые службы такси, — внедрение системы безналичных платежей: при помощи мобильного клиентского приложения для вызова такси сумма за поездку списывается автоматически с банковской карты клиента. В том числе за вызов такси, если пассажир вдруг ехать отказался. На сегодня это, пожалуй, самое перспективное и действенное решение вопроса с неплатежами, уверен Василий Деруго. Правила четкие и понятные как перевозчикам, так и заказчикам. Очень удобно. Другое дело, не все диспетчерские службы готовы так работать. Да и не все клиенты станут качать мобильное приложение и привязывать его к своей карте...

А вот методы вроде «тарифа «аватар», считают наши таксисты, просто дискредитируют профессию. Да, можно говорить, что наболело. Но издержки есть в любом бизнесе. И когда человек идет работать в такси, он эти риски априори принимает. Так что должен работать в рамках закона, как бы ни кипели эмоции.

КСТАТИ

В прошлом году нетрезвая компания повредила машину водителя одной из минских служб такси, когда он выставил счет за поездку. Молодые люди были не согласны с суммой, платить не захотели и ударили таксиста в лицо, разбив еще и стекло в водительской двери. Буквально в течение 15 минут по приметам всех четверых задержали. В их отношении были составлены протоколы за хулиганство, рассказали в пресс–службе ГУВД Мингорисполкома.

Штрихи к проблеме

Еще один аспект обрисовывает Олег Радкевич: нередко клиенты машины заказывают, а потом отказываются от поездки. Особенно в выходные дни, в вечернее время. После застолий собираются домой, такси ждет, а они решают еще посидеть. При этом водитель тратит в среднем 3 — 5 минут, чтобы приехать на заказ. Потом, по правилам пассажирских перевозок, еще 10 минут он должен отстоять в ожидании клиента. «В среднем на 9 — 10 заказов один такой приходится», — уточняет Олег Александрович. А некоторые вызывают по 2 — 3 машины сразу из разных служб такси: какая первая придет, на той и поедут. Ответственности нет. Никто из таксистов ведь не пойдет в двери стучаться, требовать деньги... Это уже было бы правонарушением. Выходит, и в таких случаях время и бензин на дорогу водители тратят впустую.

Прямая речь

Таксистка Тамара Храброва:

— Недавно везла россиянина. Такси ему вызвала администратор кафе. Сел в машину, поехали. Вот только когда пришло время расплачиваться за перевозку, белорусских денег у него не оказалось. Попросил высадить у Ратуши, где его ждали знакомые. Мол, помогут. А припарковать машину там было негде. Я поверила и предложила просто положить мне деньги за поездку на телефон. Раньше этот способ выручал, а в этот раз дал осечку. Денег так и не дождалась. За 10 лет работы в такси у меня было всего несколько таких случаев. Год назад накатала парня по городу на 171 тысячу неденоминированных рублей. А тот пошел в магазин и пропал, так и не заплатив за поездку. Еще раньше везла двоих молодых ребят из Курасовщины на площадь Победы. Не расплатились, хотя кормили обещаниями целый час. В милиции потом установили их личности и сообщили: мол, у парней проблемы с наркотиками, живут с бабушкой, нигде не работают, плату с них взять вряд ли получится... Обидно, конечно. Только время потеряла.

ФОТО ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКА

dekola@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter