Тара под залог

Все новое, как известно, хорошо забытое старое. Поэтому идею о внедрении в стране с 2020 года депозитной (залоговой) системы сбора потребительской тары многие восприняли положительно. Особенно люди старшего поколения. Согласитесь, не было ничего плохого в том, что пустую посуду из–под молока, кефира или напитков не выбрасывали. Ее собирали, мыли, сдавали и получали за это деньги. Выгода была очевидной и для предприятий, и для людей. Да и экология была здоровее. Что мешает вернуться к такой практике? Любопытная дискуссия на сей счет состоялась в Парламенте с участием представителей министерств и бизнес–сообщества.



Напомню, суть депозитно–залоговой системы (ДЗС) в том, чтобы потребители не выбрасывали пустые бутылки и банки, а возвращали их для дальнейшей переработки. Причем человек будет в этом материально заинтересован, поскольку в цене товара появится залог. Ориентировочно его размер составит 20 копеек. Вернул тару — получи деньги обратно. Это можно будет сделать либо через так называемые тароматы в торговых точках, либо в специализированных пунктах приема посуды. Такая схема сегодня работает в Германии, Австрии, Финляндии, Швейцарии, Литве, Эстонии и других странах.

В принципе, идея Минжилкомхоза проста и логична. Благодаря ДЗС собирается до 90 процентов использованной тары и обеспечивается ее переработка. Даже самая продвинутая система раздельного сбора отходов дает показатель в лучшем случае 40 процентов. То есть фактически больше половины пластика, стекла и металла сегодня мы выбрасываем на свалку.

Предвижу вопрос: как новая система скажется на цене товара? Все сомнения по этому поводу развеял начальник управления по координации деятельности в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Анатолий Шагун:

— Конечно, к цене товара сразу добавляется сумма залога — 20 копеек. В магазине она будет на ценнике выделена отдельно, чтобы покупатель понимал, что он может ее вернуть. Проведены расчеты по влиянию залога и сбора за обращение на индекс потребительских цен. Они составили с учетом залога (если потребитель тару не вернул) — 0,14%, без учета — 0,04%. Цифра приемлемая и на инфляцию существенного давления не окажет.

Впрочем, некоторые вопросы все же возникают. Во–первых, внедрение ДЗС удовольствие не из дешевых. Без инвестора тут никак. По самым скромным оценкам, потребуется 100 миллионов евро, в том числе 60 миллионов только на установку оборудования. А ведь его еще надо обслуживать. Не получится ли так, что у автоматизированных пунктов приема будут выстраиваться очереди? Да еще эти мудреные устройства будут регулярно ломаться, как наши банкоматы? Система сбора должна работать как часы и быть максимально удобной для потребителей. Но что делать людям в небольших деревнях, куда тароматы вообще вряд ли когда-либо придут?

Во–вторых, бутылки из–под молока, растительного масла, упаковки из–под лекарственных средств из этой системы предлагается исключить в силу социальных и санитарных соображений. Получается, что в стране сохранится несколько систем сбора. Насколько это правильно и затратно? Представители бизнеса настаивают на скрупулезном экономическом анализе существующих моделей, чтобы не ошибиться с выбором для нашей страны.

Наконец, не последнюю роль играет экологическое воспитание. Каждый из нас должен осознавать, что и от него тоже зависит, какую страну мы оставим нашим детям.     

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter