Когда же мы прекратим продавать березовый сок в трехлитровых стеклянных банках?

Тара не пара

Говорят, и медики этого не отрицают: хотя бы один стакан березового сока в день помогает организму справиться с весенним авитаминозом, усталостью, сонливостью и даже депрессией.
Еще в прошлом году на окраине Бегомля, в нескольких десятках метров от шоссе, стояла довольно внушительная емкость, из которой и продавали этот чудодейственный напиток. Теперь там ее нет.


— Прекратили заготовку еще в самом начале апреля, — пояснил начальник лесопункта Геннадий Жилко, который отвечает за это дело.

— А почему так рано? 

— Нет сбыта.

Весной Бегомльский лесхоз реализовал всего 568 тонн сока, что на 200 тонн меньше прошлогоднего. И весь — за пределы Витебской области: 53 тонны взял Иловский плодово-овощной завод, остальной, по договору, Минский завод безалкогольных напитков. Причем 110 тонн в общем объеме составил «органик», ориентированный на экспорт. 

В принципе, лесхоз мог бы заготовить сока до тысячи тонн, то есть в два раза больше. Однако из-за того, что цены на него остались на прежнем уровне, тысяча рублей за литр, а перевозки резко подорожали, продукция оказалась далеко не всегда выгодной. В тот же Витебск, чтобы иметь какую-то прибыль, надо везти сразу 25 тонн. Еще один немаловажный момент: в южных областях березовый сок пошел на две недели раньше, и большинство предприятий успели полностью обеспечить свои потребности в нем. А предприятия Витебской области к тому же еще и резко сократили заявки. 

В итоге лесхозы Витебской области реализовали всего 1343 тонны березового сока. А заявок от предприятий области вообще оказалось на 260 тонн. Для сравнения, в 2014 году было продано 2 тысячи тонн полезного продукта. В том числе  500 тонн на предприятия «Витебскпищепрома». Но в нынешнем по одному из базовых предприятий консервной промышленности республики — ОАО «Купцовъ», — поставлявшему сок в упаковках тетрапак и стеклянной таре в торговую сеть нашей страны и Туркменистан, начато дело о банкротстве. А бывший Полоцкий консервный завод отказался от переработки сока из-за износа и вывода производственных мощностей консервного цеха из строя. 60 тонн березовика закупит Шарковщинский консервный комбинат. Реализуется он в стеклянных трехлитровых банках в основном на нужды бюджетной сферы — в школы, детские сады, учреждения здравоохранения. 

О том, что такая тара сегодня не востребована, говорят и специалисты филиала «Тепличный» Оршанского района. Там объемы консервирования березовика за год уменьшились в пять раз, работа с соком становится невыгодной. Дорогие крышки, тара, да и спроса на трехлитровые банки, несмотря небольшую цену — вместе с содержимым всего 20 тысяч рублей, — нет. В то же время на прилавках крупных супермаркетов региона преобладает березовый сок в тетрапаках по 16 тысяч за литр, стеклянных бутылках емкостью 0,25 и 0,75 литра стоимостью 8 тысяч и 16 тысяч. И их покупают. Получается, платят на порядок больше за меньший, но более удобный объем. Многие представители торговых точек в один голос заявляют: магазинный березовик у отечественного потребителя спросом пользуется небольшим. Мол, население самостоятельно его заготавливает. А вот руководство Витебского плодоовощного комбината уверено: там, где серьезно подходят к делу, получают от реализации березового сока неплохой доход. И в этом году комбинат подал заявку в Витебское ГПЛХО на 200 тонн березового сока. Какой-то объем там переработают сразу, а остальное поместят в специальные асептические мешки, чтобы реализовать потом с выгодой. 

В стадии тестирования оборудование нового цеха по производству соков в Толочине. Здесь на будущий год планируют серьезно подойти к его переработке и реализовывать на экспорт наряду с другими соками в современных упаковках IPI. 

Насколько перспективно будет производство, нужно подсчитывать специалистам. Но вот парадокс: березовик популярен за рубежом. Например, дар бегомльских лесов после переработки поставляется в США, Германию, Австрию, проявили к нему интерес и в Австралии.

Там, по данным одного из российских еженедельников, готовы выложить 15 евро за полулитровую стеклянную бутылку березового сока. Почему так дорого? Да потому, что березовик там считается детокс-продуктом, способным очищать организм от вредных веществ. Его и продают не в супермаркетах, а в бутиках здорового питания и в аптеках.

В прошлом году Поставский лесхоз отгрузил одной литовской фирме 65 тонн березового сока на общую сумму свыше 6 тысяч долларов. Литовские партнеры, высоко оценив качество напитка, продолжили взаимовыгодное сотрудничество и этой весной закупили уже около 100 тонн белорусского березовика… 

Ольга ЛЕБЕДЕВА

Владимир САУЛИЧ, «СГ»

saulich@bk.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter